Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Компетентностная модель модернизации высшего библиотечного образования: опыт Украины

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-133-146

Полный текст:

Аннотация

Охарактеризованы особенности перехода высшего библиотечного образования на Украине от квалификационной модели подготовки кадров к компетентностной. Рассмотрена система трёхуровневой подготовки: «бакалавр – магистр – доктор философии» по новой интегрированной специальности «Информационное, библиотечное и архивное дело». Раскрыта методика реализации компетентностного подхода в ходе разработки и утверждения стандартов высшего образования по указанной специальности для первого (бакалаврского), второго (магистерского) и третьего (образовательно-научного) уровней высшего образования. Особое внимание уделено системному подходу к формированию перечня компетентностей. Представлен опыт разработки образовательно-научной программы подготовки докторов философии по новой специальности, ориентированной на сотрудничество с соискателями высшего образования и их будущими работодателями, формирование индивидуальной траектории развития профессиональных компетентностей соискателей учёной степени; учёт стартовых возможностей, научного и образовательного потенциала аспирантов, повышение их самомотивации. Обоснована необходимость менеджмента качества подготовки библиотечных кадров, который опирается на мониторинг и постоянный пересмотр содержания и структуры образовательных программ. Среди названных критериев: проектирование и цели образовательной программы, её структура и содержание; формы и методы обучения, его доступность; система контроля и оценивания результатов обучения; качество кадровых ресурсов; комфортность образовательной среды и её материально-техническая база; система внутреннего обеспечения качества образования; прозрачность и публичность функционирования образовательной программы.

Об авторах

И. А. Давыдова
Харьковская государственная академия культуры
Россия

Давыдова Ирина Александровна – доктор наук по социальным коммуникациям, проф., заведующая кафедрой информационного, библиотечного и архивного дела

Харьков



Н. Н. Кушнаренко
Харьковская государственная академия культуры
Россия

Кушнаренко Наталья Николаевна – доктор пед. наук, проф., проректор по научной работе, заслуженный работник культуры Украины, академик Международной академии информатизации при ООН

Харьков



А. А. Соляник
Харьковская государственная академия культуры
Россия

Соляник Алла Анатольевна – док-тор пед. наук, проф., декан факультета социальных коммуникаций

Харьков



А. Ю. Марьина
Харьковская государственная академия культуры
Россия

Марьина Алёна Юрьевна – доктор наук по социальным коммуникациям, доцент, доцент кафедры информационного, библиотечного и архивного дела

Харьков



Список литературы

1. Перелік галузей знань і спеціальностей, за якими здійснюється підготовка здобувачів вищої освіти [Перечень отраслей знаний и специальностей, по которым осу ществляется подготовка соиcкателей высшего образования]: постанова Кабінету Міністрів України від 29 квітня 2015 р. № 226. – URL: http://vnz.org.ua/ zakonodavstvo/101-perelik-galuzej-znan-i-spetsialnostej.

2. Стандарт вищої освіти України: перший (бакалаврський) рівень, галузь знань 02 Культура і мистецтво, спеціальність 029 «Інформаційна, бібліотечна та архівна справа» [Стандарт высшего образования Украины: первый (бакалаврский) уровень, отрасль знаний 02 Культура и искусство, специальность 029 «Информационное, библиотечное и архивное дело»]: затверджено і введено в дію Наказом Міністерства освіти і науки України від 12.12.2018 р. № 1378. – URL: https://mon.gov.ua/storage/app/media/vishcha osvita/zatverdzeni%20standarty/029.

3. Стандарт вищої освіти України: другий (магістерський) рівень, галузь знань 02 Культура і мистецтво, спеціальність 029 «Інформаційна, бібліотечна та архівна справа» [Стандарт высшего образования Украины: второй (магистерский) уровень, отрасль знаний 02 Культура и искусство, специальность 029 «Информационное, библиотечное и архивное дело»]: затверджено і введено в дію наказом Міністерства освіти і науки України від 24.05.2019 р. № 728. – URL: https://mon.gov.ua/storage/app/media/vishcha osvita/zatverdzeni%20standarty/029.

4. Про освіту [Об образовании]: закон України від 05.09.2017 № 2145-VIII // Відомості Верховної Ради. – 2017. – № 38–39, ст. 380.

5. Про вищу освіту [О высшем образовании]: закон України від 01.07.2014 № 1556-VII. – URL: http://vnz.org.ua/zakonodavstvo/111-zakon-ukrayiny-pro-vyschu-osvitu.

6. Порядок підготовки здобувачів вищої освіти ступеня доктора філософії та док тора наук у закладах вищої освіти (наукових установах) [Порядок подготовки соискате лей высшего образования степени доктора философии доктора наук в учреждениях высшего образования (научных учреждениях)] : затверджено постановою Кабінету Мініс трів України від 23 березня 2016 р. № 261. – URL: https://zakon.rada. gov.ua/laws/show/261-2016-%D0%BF#Text.

7. Методичні рекомендації щодо розроблення стандартів вищої освіти [Методиче ские рекомендации по разработке стандартов высшего образования]: схвалено сектором вищої освіти Науково методичної Ради Міністерства освіти і науки України, протокол від 29.03.2016 № 3. – Київ, 2016. – 30 с.

8. Рашкевич Ю. М. Болонський процес та нова парадигма вищої освіти [Болонский процесс и новая парадигма высшего образования] : моногр. / Ю. М. Рашкевич. – Львів : Видавництво Львівської політехніки, 2014. – 168 с.

9. Розроблення освітніх програм [Разработка образовательных программ] : метод. рек. / авт. : В. М. Захарченко, В. І. Луговий, Ю. М. Рашкевич, Ж. В. Таланова ; за ред. В. Г. Кременя. – Київ : ДП «НВЦ «Пріоритети», 2014. – 120 с.

10. Рудишин С. Д. Стан екологічної освіти в практиці вищої школи зарубіжних країн [Состояние экологического образования в практике высшей школы зарубежных стран] / С. Д. Рудишин // Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка. – 2008. – № 40. – С. 51–85.


Рецензия

Для цитирования:


Давыдова И.А., Кушнаренко Н.Н., Соляник А.А., Марьина А.Ю. Компетентностная модель модернизации высшего библиотечного образования: опыт Украины. Научные и технические библиотеки. 2021;1(1):133-146. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-133-146

For citation:


Davydova I.A., Kushnarenko N.N., Solyanik A.A., Maryina A.Yu. Competence-based model for modernization of higher library education: Ukraine’s experience. Scientific and Technical Libraries. 2021;1(1):133-146. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-1-133-146

Просмотров: 477


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)