Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Спрос на документные ресурсы и услуги библиотеки как показатель уровня удовлетворённости информационных потребностей студентов вузов (на примере ГПНТБ СО РАН)

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-4-54-77

Полный текст:

Аннотация

Изучение информационных потребностей студентов при помощи методов анализа спроса подтвердило результаты социологических исследований о низком уровне удовлетворённости студентов как особой социальной группы информационным обеспечением, предоставляемым крупнейшими библиотеками. Выделен небольшой сегмент – студенты, регулярно посещающие библиотеку и использующие её ресурсы в основном для учебных целей. Высокий уровень удовлетворённости информационных потребностей в этом сегменте связан с получением образования в вузе (выполнением учебных заданий, углублением и закреплением знаний), средний – с развитием личностных качеств и получением навыков, необходимых для успешной учёбы в вузе, низкий – с определением дальнейших учебных и карьерных перспектив и различными аспектами социального взаимодействия. Специальность, на которой обучается студент, влияет на спрос в зависимости от года обучения. Структура спроса на документы общеобразовательной и профессиональной тематики изменяется в зависимости от курса, а хронологические границы обусловлены требованиями образовательных стандартов и рекомендациями преподавателей. Результаты исследования позволяют выдвинуть гипотезу: преимущества крупной библиотеки, привлекающие в неё студентов, – разнообразие новых и доступных учебных пособий и развитие некоторых навыков, необходимых для успешной учёбы, путём посещения обучающих мероприятий и получения консультаций.

Об авторе

И. Г. Лакизо
Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере
Россия

Лакизо Ирина Геласиевна – научный сотрудник лаборатории наукометрии и научных коммуникаций

Москва



Список литературы

1. Абрамчик В. Ю., Мальцев В. Ю. Читательские ориентации в молодёжной среде (по материалам социологического опроса студентов) / В. Ю. Абрамчик, В. Ю. Мальцев // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 1–2. С. 103–105. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25332912 (дата обращения: 13.09.2021).

2. Абубакирова М. И. Читательские практики первокурсников вуза культурный багаж успешного студента / М. И. Абубакирова // Библиотечное дело. 2019. № 13 (343). С. 21–23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42637492 (дата обращения: 13.09.2021).

3. Авгуль Л. А. О жизненных ценностях и чтении учащейся молодёжи / Л. А. Авгуль // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития = Modern problems of book culture: main tendencies and prospects : материалы V Международного научного семинара, Минск, 19–20 апреля 2016. Минск : Центральная науч. б-ка им. Я. Коласа Нац акад. наук Беларуси ; Москва : Наука, 2016. С. 6–10.

4. Брянцева М. В., Баринова А. В., Воробьёва Д. С. Исследование потребности в чтении книг у студентов Московского государственного областного университета и Московского педагогического государственного университета / М. В. Брянцева, А. В. Баринова, Д. С. Воробьёва // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Москва, 2020. С. 1261–1268. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42992214 (дата обращения: 13.09.2021).

5. Емельянов И. С. Отношение современных студентов к чтению как социокультурная проблема / И. С. Емельянов // Глобальный научный потенциал. 2019. № 2 (95). С. 18–21. URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific- potential/95/g-n-p-2(95)-main.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

6. Кашина Е. Е., Дёмина А. Д. Чтение и библиотека в повседневной жизни современного студенчества // Шаг в историческую науку. Материалы XVIII Всероссийской научно–практической конференции молодых учёных. 2018. С. 217–219. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2297/Шаг%20в%20ист.%20науку_15.06.18.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

7. Токарь О. В. Компьютерная активность студентов в рамках практик их чтения / О. В. Токарь // Непрерывное образование. 2017. № 1 (19). С. 84–85. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29372769 (дата обращения: 06.07.2021).

8. Храмцов А. Б. О месте чтения в досуге современных студентов (по результатам опроса) / А. Б. Храмцов // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 73–79. URL: http://vestnik-sk.ru/russian/archive/2020/tom-55/xramczov (дата обращения: 06.07.2021).

9. Azonobi I. N., Uwaifo S. O., Tella A. Determinants of Postgraduates’ Use of Electronic Information Resources in Federal Universities in Southern Nigeria / I. N. Azonobi, S. O. Uwaifo, A. Tella // International Information & Library Review. 2020. P. 1–14. doi: 10.1080/10572317.2020.1783629 (дата обращения: 06.07.2021).

10. Анфалова Н. С., Широкова Е. А., Шуклина Е. А. Особенности интеллектуального досуга студенческой молодёжи северного города / Н. С. Анфалова, Е. А. Широкова, Е. А. Шуклина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (59). С. 17. doi: https://doi.org/10.26105/SSPU. 2019.59.2.017 (дата обращения: 13.09.2021).

11. Аль–Мадани Ф. М. Влияние качества контента цифровых образовательных ресурсов на академическую успеваемость студентов: обзорное исследование (на примере Северного пограничного университета, Арар) // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 5. С. 132–149. https://doi.org/10.17853/1994–5639–2020–5–132–149 (дата обращения: 13.09.2021).

12. Захарова С. С., Шпис В. А. Анализ использования электронных образовательных ресурсов как средств обучения студентов ВО и СПО // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: cборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2016. С. 302–305. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25663110 (дата обращения: 13.09.2021).

13. Булдакова А. А. Библиотека вуза глазами читателя: обобщение итогов анкетирования / А. А. Булдакова // Динамика систем, механизмов и машин. 2016. № 3. С. 277–281. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27382418 (дата обращения: 13.09.2021).

14. Витухновская А. А. Информационно-поисковая деятельность и информационно-поисковые компетенции студентов (по итогам опроса) / А. А. Витухновская // Электронные библиотеки. 2017. Т. 20. № 3. С. 164–194. URL: https://elbib.ru/article/view/421 (дата обращения: 13.09.2021).

15. Диаманти О. В. Анализ качества предоставления услуг в библиотеке вуза (на примере НБ ОмГТУ) / О. В. Диаманти // Динамика систем, механизмов и машин. 2016. № 3. С. 281–284. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27382419 (дата обращения: 13.09.2021).

16. Медянкина И. П. Исследование мнения студентов относительно информационно–библиотечного обеспечения учебного процесса в системе дистанционного образования // Мы продолжаем традиции российской статистики. Новосибирск, 2016. Т. 2. С. 375–384. URL: https://nsuem.ru/library/resources/sborniki-s-mezhdunarodnym-uchastiem/Мы%20продолжаем%20традиции%20российской%20статистики_Сборник%20докладов_ОРСК%20Том%202.pdf (дата обращения: 06.07.2021).

17. Пономарёва Т. О., Симанкова Н. Г. Мир чтения молодёжи республики Коми : по материалам республиканского опроса юношеской библиотеки / Т. О. Пономарёва, Н. Г. Симанкова // Библиотечное дело. 2016. № 23 (281). С. 42–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28101901 (дата обращения: 06.07.2021).

18. Рагозина С. Н. Оценка удовлетворённости читателей работой Фундаментальной библиотеки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета / С. Н. Рагозина // Научные и технические библиотеки. 2017. № 5. С. 32–35. doi: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-5-32-35 (дата обращения: 06.07.2021).

19. Семёнова Т. П. Анализ опроса обучающихся по курсу «Основы информационной культуры» // Опыт работы Научной библиотеки Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. 2015 г. Воронеж, 2016. С. 46–61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26328188 (дата обращения: 06.07.2021).

20. Борусяк Л. Ф. Библиотеки в Москве: что о них думают молодёжь и родители / Л. Ф. Борусяк // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 2 (48). С. 24–38. https://doi.org/10.25688/20769121.2019.48.2.02 (дата обращения: 13.09.2021).

21. Черкашина Т. Ю., Чернышова Е. А., Лютов С. Н. Библиотеки в образовательном чтении школьников и студентов / Т. Ю. Черкашина, Е. А. Чернышова, С. Н. Лютов // Научные и технические библиотеки. 2021. № 1. С. 77–98. https://doi.org/10.33186/10273689-2021-1-77-98. (дата обращения: 06.07.2021).

22. Дмитрикова Л. В. Информационные потребности студентов школы педагогики ДВФУ // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научнопрактической конференции. 2017. С. 114–119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32251483 (дата обращения: 13.09.2021).

23. Дытко Е. В., Ершова Н. Г. Характер информационных потребностей студентов первого курса вуза физической культуры / Е. В. Дытко, Н. Г. Ершова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 76–80. URL: http://lesgaft- notes.spb.ru/files/3-133-2016/p76-80.pdf (дата обращения: 13.09.2021).

24. Escolano-Pérez E., Lizalde Gil, M., Serrano Pastor R. M., Casanova López Ó. Analysis of the needs of beginner students in the teaching degrees: Implications for the design of the university orientation plan in the faculty of education [Electronic resource] / E. EscolanoPérez, M. Lizalde Gil, R. M. Serrano Pastor, Ó. Casanova López // Revista Complutense de Educacion. 2019. Vol. 30. No. 2. P. 545–567. URL: https://revistas.ucm.es/index.php/RCED/article/view/57779/4564456549692 (accessed: 06.07.2021).

25. Morgan-Daniel J., Preston H. The information needs of occupational therapy students: a case study / J. Morgan-Daniel, H. Preston // Health Information and Libraries Journal. 2017. Vol. 34. No. 2. P. 165–170. https://doi.org/10.1111/hir.12179 (accessed: 06.07.2021).

26. Косоногов Ф. В. Спрос и его роль в категориях потребности и потребления [Электронный ресурс] // Пространство экономики. 2006. № 1. С. 65–69. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spros-i-ego-rol-v-kategoriyah-potrebnosti-i-potrebleniya (дата обращения: 13.09.2021).

27. Карташов Н. С. Факторный анализ потребности специалистов в библиотечных ресурсах // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока : cборник научных трудов. Новосибирск, 1972. Вып. 12. С. 5–59.


Рецензия

Для цитирования:


Лакизо И.Г. Спрос на документные ресурсы и услуги библиотеки как показатель уровня удовлетворённости информационных потребностей студентов вузов (на примере ГПНТБ СО РАН). Научные и технические библиотеки. 2022;(4):54-77. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-4-54-77

For citation:


Lakizo I.G. to indicate satisfaction of university students in information (the case study of State Public Scientific and Technological Library of the Russian Academy of Science Siberian Branch). Scientific and Technical Libraries. 2022;(4):54-77. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-4-54-77

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)