Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 7 (2017)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-7

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

5-11 19
Аннотация
В статье подчёркнуто, что интеллектуализация библиотечно-информационной деятельности, связанная прежде всего с изучением современных информационных потребностей пользователей, с совершенствованием методов аналитико-синтетической переработки информации и т.д., развивается в условиях агрессивной информационно-технологической среды. Компоненты этой среды заставляют библиотеки работать, ориентируясь на новые правила. Локальное решение данной проблемы не принесёт эффективных результатов. Решить её полноценно возможно в условиях интегрированной среды (например, кластерной), следовательно, необходимо её эффективное формирование, наращивание, обеспечение единого подхода.
12-19 19
Аннотация
Рассмотрены модели комплектования фондов научных библиотек. Первый тип моделей направлен на обеспечение полноты комплектования фонда библиотеки, второй - исключительно на приобретение востребованных на данный момент пользователями изданий. Этот тип стал позиционироваться на рынке как «точечное» комплектование. В статье основной акцент сделан именно на этом типе, или модели комплектования. Отмечено, что эта модель не в полной мере решает вопросы комплектования фондов научных библиотек. Она направлена на информационную поддержку исследовательских проектов и программ, что важно для научных библиотек. Особенности реализации модели рассмотрены на примере БЕН РАН.
20-29 18
Аннотация
Освещена непростая история низовой библиотеки предприятия. Приведены основные этапы её создания и развития, воссозданные по дневникам библиотеки, ведущимся многие годы. Показано, как менялась работа библиотеки в зависимости от требований времени, как она справлялась с неизбежными трудностями. Рассмотрены особенности обслуживания читателей и формирования информационных ресурсов библиотеки, а также направления современной деятельности, в том числе активное и эффективное использование интернет-ресурсов. Статья приурочена к 70-летию НТБ Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института электромашиностроения.

ИФЛА-2016

30-41 19
Аннотация
Ряд библиотекарей и представителей сообщества «Википедия» выступили с инициативой укреплять сотрудничество. Предложение было воплощено в виде двух Общественных проектов, представленных на одной из сессий (Session 112, Library engagement and Wikipedia) 82-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., г. Колумбус, США). Оба проекта имеют одинаковые вступительные части, поэтому в переводе этих документов мы их объединили и представили в Части 1. Википедия широко используется библиотекарями, в том числе как инструмент при выполнении справочных запросов; помогает пользователям библиотек в научной работе и предоставляет очень важную платформу для отражения локального знания. Взаимодействие с Википедией даст возможность показать сотрудникам и пользователям библиотек более сложные современные технологии. Википедия обладает потенциалом перенаправить пользователей в те библиотеки, где они смогут найти интересующие их ресурсы. Библиотеки получат определённую пользу при сборе средств «всем миром», освоении модели быстрой сетевой публикации, привлечении сообщества обучающихся в круг пользователей.
42-54 27
Аннотация
Перевод доклада, представленного на заседании Секции обслуживания пользователей, испытывающих затруднения в чтении, «Сотрудничество через границы - как сделать доступные ресурсы досягаемыми» (Session 200, Collaborating across borders - making accessible resources available) в ходе 82-й Генеральной конференции и Ассамблеи ИФЛА (13-19 авг. 2016 г., Колумбус, США). (Оригинал доклада находится по адресу http://library. ifla.org/1368/1/200-oliver-en.pdf и доступен по лицензии Creative Commons v 4 Attribution.) В докладе очерчены некоторые ключевые аспекты концептуальных моделей семейства Функциональных требований к библиографическим записям (FRBR), которые обеспечивают обнаружение ресурсов, наиболее необходимых слепым, слабовидящим и тем, кто испытывает какие-либо затруднения при чтении. Главное внимание уделено двум моментам, в которых концептуальные модели оказывают наибольшее воздействие: 1 - библиографическая информация как данные, 2 - чёткое разграничение содержания информации и носителя информации.

НАША ПРОФЕССИЯ

55-61 25
Аннотация
Статья посвящена проблемам подготовки каталогизаторов высокой квалификации. Автор считает, что их нужно готовить по заявкам библиотек, специально отбирая кандидатов и заключая с ними договоры. Подчёркнуто, что эта работа требует особой ответственности. Рассказано об отборе и подготовке каталогизаторов высокой квалификации в США. Обращено внимание на то, что объём знаний и умений каталогизаторов такого уровня в России должен быть большим, поскольку в него следует включить как международные, так и национальные требования. По мнению автора, прежде чем перестраивать работу по каталогизации, необходимо серьёзно обсудить организационные и программно-методические вопросы.

НАША ИСТОРИЯ

62-74 19
Аннотация
В продолжение темы о роли библиотек партийных организаций РСДРП(б) в подготовке революции в России (см. Науч. и техн. б-ки. - 2017. - № 6. - С. 100-110) рассматриваются установки В. И. Ленина относительно роли партийных библиотек в революционной борьбе. Со ссылками на исторические источники проводится мысль о том, что библиотеки, в том числе созданные российскими социал-демократами легально и повсеместно, играли большую организаторскую и пропагандистскую роль в подготовке большевистской революции, были действительными опорными базами партийных организаций.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

75-90 35
Аннотация
В статье дана характеристика понятия как научной категории. Рассмотрены понятия «информационные ресурсы», «документные ресурсы», «недокументные ресурсы», «вторичные информационные ресурсы», «библиографические ресурсы», «метаданные». Предложена сущностная дефиниция понятия «информационные ресурсы», названы их видовая (сущностная) функция и важнейшие свойства. Сделан вывод о том, что термин «информационный ресурс» может быть использован и в единственном, и во множественном числе. Сопоставлены позиции автора и Ю. Н. Столярова.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

91-106 19
Аннотация
Представлен обзор работы ежегодной научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование», которая прошла на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры 16-17 марта 2017 г. В конференции приняли участие представители ведущих вузов культуры и других образовательных организаций. Участники обсуждали актуальные вопросы высшего и дополнительного профессионального образования; обозначили проблемы, связанные с нормативным обеспечением различных уровней профессионального образования, разработкой профессиональных и образовательных стандартов, формированием новых профессиональных компетенций. Особое внимание было уделено проблеме профессиональной подготовки сотрудников библиотек, не имеющих специального образования, а также развитию сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)