Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 4 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-4

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3-16 102
Аннотация

В последнее десятилетие в систему комплектования ЦБС БЕН РАН включена Экспертная система комплектования. Её важнейшие составляющие – «институт экспертов», информационный базис (БД РКП, информация издательств), система оценок. Успешная многолетняя работа этой системы обеспечена простым и удобным интерфейсом как для экспертов, так и для комплектаторов, и технологическими решениями. Внедрение системы позволило решить целый ряд задач, стоящих перед научными библиотеками: оперативное информирование учёных о вышедших в стране изданиях, формирование фонда библиотеки, который бы наиболее полно удовлетворял информационные потребности пользователей. Статистические данные, полученные в процессе функционирования Экспертной системы, позволяют комплектаторам уточнить значения критериев отбора непериодических отечественных изданий, перечень издающих организаций, чья продукция  наиболее востребована учёными, актуальные темы и соответствующие им виды документов. В статье представлены статистические данные работы системы за 2008–2017 гг. (состав экспертов, сферы их научных интересов; информация об участниках отечественного научного книгоиздания; данные о востребованности учёными издаваемых научных публикаций и др.) и сделанные на их основе выводы.

17-27 120
Аннотация

Освещена роль библиотеки в развитии информационной компетентности преподавателей и студентов вуза. Рассмотрены потенциал вузовской библиотеки, её образовательная функция в формировании информационной компетентности будущего профессионала. Представлен опыт работы Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета по развитию информационной компетентности преподавателей, сотрудников и студентов. Проанализированы такие традиционные формы обучения пользователей библиотеки, как лекция, демонстрация, семинар-тренинг, консультация, печатные и интерактивные инструктивно-методические материалы. На основе статистических данных из отчётной документации библиотеки сделан вывод о необходимости использования в дальнейшем всех форм обучения. Рассмотрен веб-сайт библиотеки как образовательная площадка с обучающими материалами. Отмечено, что необходимо привлекать студентов, преподавателей и сотрудников вуза в библиотеку через социальные сети. Освещён опыт библиотеки по организации нового обучающего грантового проекта «Публикуйся правильно! (Роль академической библиотеки в повышении публикационной активности научно-педагогических работников университета)». Приведены примеры обучающих проектов в научных библиотеках ведущих вузов страны. Подчёркнуто, что успешное развитие информационной компетентности у преподавателей, сотрудников и студентов вуза возможно только в тандеме библиотеки с другими структурными подразделениями вуза и преподавателями.

28-36 107
Аннотация

Рассмотрена деятельность библиотек в блогосфере как одно из направлений их функционирования в медиапространстве, содействующее реализации гуманистической миссии библиотеки.

Представлены статистические данные о числе библиотечных блогов за 2010–2017 гг. Отмечены увеличение общего числа библиотечных блогов, но уменьшение количества тех, которые пополняются информацией. Блоги, обновляющие информацию (несмотря на сравнительно небольшое число подписчиков), работают достаточно активно. Об этом свидетельствуют показатели по опубликованным постам и откликам пользователей. Выявлены причины прекращения работы блога, среди которых: недостаток кадров; приоритетное использование сайтов, социальных сетей и средств массовой информации; несоответствие между количеством временны́х и интеллектуальных ресурсов, затраченных на создание сообщений, и востребованностью постов, и др.

Проанализирована активность библиотек вузов в блогосфере (2016–2018 гг.): содержание контента и частота его обновления, объём читательской аудитории, уровень взаимодействия с пользователями, их тематические предпочтения. Сделан акцент на том, что большинство блогов имеют культурно-просветительскую направленность. Подчёркнута важность взаимодействия с пользовательскими группами. Сделан вывод о необходимости активизировать деятельность библиотек в блогосфере на основе поиска точек пересечения интересов библиотеки и читателей, изучения запросов пользователей, акцентирования их внимания на гуманистических принципах развития общества.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

37-52 65
Аннотация

Классификационная культура – совокупность достижений страны в области классификационных систем (КС): изучение их истории и теории, создание собственных систем и развитие зарубежных, наличие изданий и вариантов, практика их применения. Рассмотрены вклад России в теорию и практику КС, степень информированности о делах за рубежом. Освещены достижения нашей страны: труды по истории библиотечных КС, направления теоретических исследований. Отмечено, что интересные КС были разработаны в XVIII–XIX вв. (для крупнейших и некоторых университетских библиотек). Представлена информация о том, что опубликованы таблицы зарубежных КС – в полном переводе на русский язык: «Классификация двоеточием» и «Десятичная классификация Дьюи», русское издание УДК в 10 т.; разработана КС, признанная международным сообществом как Национальная система России (впервые была опубликована в 1961–1968 гг. в 30 книгах). Подчёркнуто, что современная классификационная практика отличается наличием вариантов таблиц – полных, средних и сокращённых, в книжной и машиночитаемой формах. Отражён опыт разработки классификационных таблиц. Сделан вывод: Россия имеет высокий уровень классификационной культуры – таких разнообразных по объёму, функциям, содержанию КС нет ни в одной стране.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

53-60 80
Аннотация

В статье приведены основные положения, связанные с оцифровкой документов. Дана краткая характеристика единых требований к оцифровке изданий для Национальной электронной библиотеки. Проанализированы графические форматы файлов, с помощью которых можно сохранять оцифрованные копии (TIFF, JPEG, PNG). Отмечены достоинства и недостатки каждого формата. Подчёркнуто, что в связи с быстрым развитием технологий и появлением устройств «автоматизированный читатель» библиотеки приобретают ставшее доступным сканирующее оборудование высокого разрешения и увеличивают скорость оцифровки с использованием тяжёлых графических форматов в своих фондах. Это позволяет наращивать темпы заполнения хранилищ серверов. Современные компьютерные технологии и программы распознавания текста позволяют начать оцифровку фонда. Автор задаёт закономерный вопрос: как затратить меньше ресурсов на оцифровку и дальнейшее хранение без потери культурной и исторической ценности документов? Предложено модифицировать классификацию документов и использовать технологию распознавания текста с последующим сохранением в файл, позволяющую работать с текстом напрямую (TXT, DOC, PDF). Автор приходит к выводу: существует объективная необходимость разработать новую технологию, лишенную недостатков уже существующих технологий, но сохраняющую их преемственность.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

61-75 83
Аннотация

Представлена объектная модель системы избирательного распространения информации (ИРИ), которая легла в основу разработки прототипа системы избирательного информирования пользователей в Библиотеке по естественным наукам РАН. Пользователям системы ИРИ предлагаются два вида обслуживания: оповещения по определяемому самим пользователем перечню научных журналов и оповещения по тематическим запросам, сформированным на основе сообщённых пользователем ключевых слов. Разработанная система избирательного информирования имеет важное отличие от традиционных для библиотечных учреждений систем подобного рода: мы не ограничиваем ни перечень журналов, сообщаемых пользователем, ни перечень первоисточников, обрабатываемых в рамках тематических запросов, теми ресурсами, к которым библиотека имеет полнотекстовый доступ по подписке. Подчёркнуто, что пользователи системы ИРИ получают персональные оповещения посредством рассылки по электронной почте, которые включают обычные поля библиографических описаний и ряд полей для расширения навигационных функций оповещения.

Отмечено, что рассмотренная объектная модель и разработанный на её основе прототип системы ИРИ эксплуатировались в Библиотеке по естественным наукам РАН начиная с 2016 г. Успешная эксплуатация позволяет рекомендовать эту объектную модель как типовую для систем ИРИ.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

76-83 101
Аннотация

Дано определение понятия «цифровое чтение». Доказано, что цифровое чтение является естественной стадией эволюции чтения как цивилизационного процесса. Утверждается, что, будучи оборотной стороной письменности, чтение отражает все изменения, происходящие с ней на протяжении пяти тысяч лет существования. Менялись практики письменности – менялось и чтение. Сегодня, когда письменность всё больше цифровизуется и приобретает черты медийности, модифицируется и цифровое чтение. Отмечено, что значительное распространение оно получило в сфере образования и обучения. Во-первых, потому что сфера образования сегодня активно цифровизуется, а во-вторых, – в основе образования, обучения всегда лежит текст (а значит, и чтение).

Рассмотрены как достоинства, так и риски цифрового чтения, особенно при чтении гипертекста. Утверждается, что овладевать цифровым чтением обучающемуся должен помогать компетентный взрослый. В связи с этим библиотеки (особенно детские, школьные, учебные), работающие в цифровой среде, начитают играть важную роль. Подчёркнуто, что важнейшая задача сегодня – подготовка специалистов, которые смогут  научить использовать не только цифровые ресурсы и технологии, но и новую медийную письменность, раскроют возможности традиционного и возможности и риски цифрового чтения.

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

84-100 95
Аннотация

Представлен обзор проектов открытого доступа к информации, которые формируют новую инфраструктуру научной коммуникации, а также сведения об инициативах и программах, способствующих развитию открытой науки в России и мире. Рассмотрены инновационные научные проекты и платформы, значительно ускоряющие процесс обмена информацией и коммуникации между учёными и создающие принципиально новые возможности для научной коммуникации с точки зрения общества.

Научная новизна статьи состоит в том, что впервые сформулированы различия между понятиями «издание» и «произведение» в контексте научной коммуникации и деятельности библиотек, а также выявлены вызовы, которые ставит перед системой научной коммуникации и библиотеками эпоха новых медиа, и российские проекты, призванные решить эти проблемы.

Подчёркнуто, что система научной коммуникации значительно трансформировалась за последние два десятилетия и ведущую роль в ней начинают играть альтернативные каналы обмена информацией, которые составляют конкуренцию традиционным медиа (научным журналам), хотя и перешедшим в электронную форму, но во многом сохранившим верность «аналоговой» форме.

Отмечено, что в России созданы для быстрого развития открытой науки все предпосылки, опирающиеся в первую очередь на инициативы библиотек и общественных организаций: библиотечное и вузовское сообщества должны переориентироваться на новую парадигму доступа к научной информации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)