Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 

15-30 187
Аннотация

Проанализирован вклад О. П. Коршунова в становление библиографоведения; рассмотрены структура и этапы развития этой научной дисциплины. Отмечены основные положения теории О. П. Коршунова: применение диалектического метода восхождения от абстрактного к конкретному при изучении библиографических явлений; признание системы документных коммуникаций метасистемой функционирования библиографии, а противоречия/ информационные барьеры, существующие в ней, - объективной причиной возникновения социальных институтов-посредников (библиотек, архивов, библиографии и др.), смысл существования которых заключается в установлении соответствий между документами и потребителями; разработка понятия «библиографическая информация» как сущностного отличия библиографии от других видов информационной деятельности; установление форм существования и функций библиографической информации, общих закономерностей библиографической деятельности. Названы конкурирующие теории библиографии: информационно-культурологическая (М. Г. Вохрышева, Н. Б. Зиновьева), идеографическая (Н. А. Сляднева), управленческая (А. А. Гречихин), семиотическая (Г. Я. Узилевский), синергетическая (Т. А. Новоженова); отмечены концептуальное многообразие теории библиографии в России и невозможность выработки единой теории библиографии в настоящее время. Показаны достижения и проблемы разработки теории библиографии в рамках вузовской и библиотечной науки; сформированность основных разделов библиографоведения: теории и методологии библиографии, истории библиографии, организации библиографической деятельности, методики и технологии библиографии. Обозначены перспективы библиографоведения, которые устанавливаются российскими учёными на основе использования теории научных революций Т. С. Куна. История становления науки о библиографии единогласно связывается учёными (в разной терминологии) с книговедческой и документоведческой парадигмами, а будущее библиографии трактуется по-разному, но во всех случаях доминирует технологическая проблематика.

31-42 82
Аннотация

Изменение научного знания исключает одни и включает другие сферы исследования в магистральную линию развития науки. Появляется новая литература, в которой пересматриваются устоявшиеся концепции, выдвигаются новые постулаты. Любая рациональная реконструкция истории науки вычленяет ту линию развития, которая приводит к современному знанию.

Создание в середине прошлого века отечественной ББК было требованием времени. Смена парадигм в нашей стране в 1990-е гг. привела к концептуальному пересмотру научных ценностей и появлению в сфере научных интересов новых дисциплин. В этот период выросли прикладные исследования со своими целями и ценностями, стандартами и нормами.

В последнее время наблюдается интерес к гуманитарным исследованиям, в которых конструируется обобщающая межпредметная дисциплина. Статья посвящена вопросу об адекватном месте исследований гуманитарной области знания в структуре национальной ББК, вызванному появлением большого количества литературы по гуманитарной проблематике.

Планируемый раздел предназначен для литературы о гуманитарной экспертизе, о новых технологиях, а также о социальных, юридических, экономических, международных последствиях их применения. Приведены предполагаемые деления нового раздела.

43-57 107
Аннотация

Роль и задачи научных библиотек меняются, что связано с внешними факторами, один из которых - утрата библиотеками функции единственного источника информации. В статье представлены результаты анкетирования библиотек институтов Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН по актуальным видам деятельности академических библиотек. Цель исследования: определить соотношение видов задач - традиционных и новых, выполняемых в научных библиотеках ННЦ, задумывалась в ноябре 2019 г., ещё до событий, связанных с пандемией. В первой части статьи описываются методы и методология исследования. Основным методом стал опрос. Проанализировано анкетирование по традиционным и инновационным формам работы с ресурсами в библиотеках ННЦ. Обработка результатов анкетирования позволила прийти к выводам: для решения новых задач (создание и ведение систем для отслеживания публикационной активности учёных, поддержка институционального репозитория данных, подготовка реферативного и аналитического обзоров, продвижение результатов института в социальных сетях, пользователей по вопросам авторского права и плагиата, консультирование по подбору и оформлению грантов и т.д.) администрации НИИ либо привлекают сотрудников библиотек, либо создают новые структуры, выполняющие эти задачи; в решении новых задач, характерных для поддержки научных исследований в исследовательских университетах мира, сотрудники библиотек институтов ННЦ участвуют мало. Полагаем, что полученные выводы отражают состояние деятельности научных библиотек НИИ при решении старых и новых задач. Скорее всего, после окончания карантина ситуация может резко измениться, поскольку изменится мир.

58-70 75
Аннотация

Рассмотрены современные направления работы библиотек, на основании которых модернизируется библиотечно-информационное образование в Республике Казахстан. Государство ставит перед библиотеками серьёзные задачи: удовлетворение возрастающих информационных потребностей науки, образования, экономики и производственной сферы; развитие информационного общества. Важнейший фактор, повышающий эффективность деятельности библиотек, - кадровый потенциал отрасли. На Всеказахстанском съезде библиотекарей в 2018 г. была разработана концепция формирования человеческого капитала, которая предусматривает повышение требований к квалификации библиотекаря, расширение его профессиональных компетенций, привлечение в профессию молодых специалистов. Сегодня в высших учебных заведениях, готовящих библиотечные кадры, ведётся целенаправленная работа по повышению научного и творческого потенциала профессорско-преподавательского состава, привлечению студентов к проектной и творческой деятельности; развитию креативного мышления и навыков применения инновационных технологий в профессиональной деятельности. Совершенствуются учебный процесс и образовательные программы (по результатам взаимодействия с работодателями и выпускниками). Тенденциями модернизации библиотечного образования в Республике Казахстан являются также интеграция страны в единое информационное пространство; реализация основного содержания образовательных программ на трёх языках (в рамках образовательной политики).

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 

71-94 136
Аннотация

Рассмотрены основные изменения, происшедшие за последние годы в структуре научной коммуникации. Прежде всего они связаны с более активным использованием научным сообществом информационно-коммуникационных технологий. Показаны основные тенденции развития научной коммуникации в «большой науке». Сделана попытка охарактеризовать развитие коммуникаций в библиотечно-информационной науке. Показаны особенности формирования системы книгоиздания, периодических изданий, научных мероприятий, научных школ и невидимых колледжей. Охарактеризован институт рецензирования. Выявлены особенности отражения научных публикаций библиотечно-информационной тематики в международных базах данных научного цитирования. Определены основные черты научных школ и невидимых колледжей в библиотечно-информационной науке в условиях широкого использования информационно-коммуникационных технологий. Сделаны выводы о состоянии собственно научных коммуникаций, а также коммуникаций исследователей со специалистами-практиками. Чтобы повысить уровень взаимодействия и широко использовать результаты исследований в библиотечно-информационной сфере, следует более активно осваивать современные электронные каналы коммуникации, что, в свою очередь, может повлиять на большую прозрачность и видимость научных исследований и их более активное использование научным сообществом.

95-112 71
Аннотация

Подлинное понимание книжной коммуникации возможно только с применением исследовательского инструментария ряда наук гуманитарного цикла. Условно выделены основные этапы эволюции взглядов научного сообщества на книгу как феномен социальной коммуникации. На каждом этапе исследователи в той или иной мере обращались к методологии других наук. Предложено авторское видение междисциплинарного исследования книжной коммуникации. Подчёркнута первостепенность социально-коммуникативного подхода: рассмотрение объекта исследования в категориях коммуникативного процесса. Представленная модель является нелинейной и многоуровневой, охватывает синхронный и диахронный срезы коммуникативного процесса, включает обратную связь. Для её адекватного представления на диахронном уровне необходимо применение историко-генетического и культурологического подходов. Чтобы получить всестороннее представление об авторской и читательской деятельности в структуре книжной коммуникации, необходимо использовать работы по литературной теории, представленные концепциями рецептивной эстетики, постструктурализма и герменевтики. Для понимания закономерностей функционирования книжной коммуникации в новой среде необходимо привлекать работы теоретиков информационного общества и представителей постмодернистской философии. Методологически важно использование работ, в которых осмысливаются такие феномены новой коммуникативной среды, как интернет, гипертекст, сетевая словесность, коллективное авторство.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ 

113-126 104
Аннотация

Представлен анализ документопотока по проблемам автоматизации библиотек, выполненный на базе национальной информационноаналитической системы «Российский индекс научного цитирования» за последние 20 лет. Цель исследования - оценить состояние и развитие автоматизации библиотек в структуре документного потока по библиотечно-информационной деятельности. Выявлены этапы становления и развития проблем автоматизации библиотек; охарактеризован отбор публикаций для поиска и анализа проблем по обозначенной теме. Представлены статистические показатели документопотока. Выявлен стабильный интерес к исследуемой проблеме. На основе двух- и пятилетнего импакт-фактора определены десять самых продуктивных журналов по теме исследования, среди которых выделяются «Научные и технические библиотеки» и «Библиотековедение». Представлены основные организации, занимающиеся проблемами автоматизации библиотек. Дана характеристика отраслевой и содержательной структуры исследуемого массива, выделены актуальные направления автоматизации библиотек, связанные с расширением возможностей АБИС и внедрением информационно-коммуникационных технологий. Представлен ранжированный ряд публикаций по отдельным АБИС.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ 

127-132 103
Аннотация

Сайты классифицируются по большому количеству признаков. Классификация необходима, чтобы составить техническое задание вебмастеру и обеспечить понимание между заказчиком и исполнителем относительно конечного результата работы. У сайтов различных типов специфическая структура. В статье сделана попытка выделить их базовые признаки на основе изучения действующих сайтов российских библиотек разных типов и принадлежности. Представлены классификации (для каждой из них приведены конкретные примеры): по технологии реализации, по принадлежности, целевому и возрастному назначению, по типу контента и состоянию (статусу) ресурса. Классификации основаны на умозрительном изучении отечественного и зарубежного опыта создания библиотечных сайтов и размышлениях автора о том, как может трансформироваться традиционная управленческая, библиографическая, методическая деятельность библиотек. Предложены и другие классификации сайтов: по возрастной принадлежности, по типу контента, состоянию (статусу).

БИБЛИОТЕЧНАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ 

133-140 178
Аннотация

Библиотековедческая терминология, связанная с использованием новых информационных технологий, с появлением термина «цифровой» как альтернативы термину «электронный» стала неустойчивой. Автор даёт высокую оценку проведённому К. Ю. Волковой и В. В. Зверевичем анализу этих терминов, который они представили в статье «Цифровой или электронный» (Науч. и техн. б-ки. -2020. - № 12. - С. 159-172), продолжает рассматривать смысловые различия в содержании этих терминов. Показано, что обсуждение современной терминологии началось с термина «виртуальный», появившегося в нашей специальной литературе в 1990-е гг. Тогда же была предсказана недолговечность его использования, и практика подтвердила правильность этого прогноза. Электронный и цифровой виды документа существуют в кластере технодокумента и - далее - только технотронного его вида. Технотронный документ - это документ, создание и воспроизведение которого требуют применения современных технических средств и технологий. Электронный - наиболее современный на данный момент вид технотронного документа. Широко распространённая в современной мировой библиотековедческой литературе альтернатива «цифровой - электронный» некорректна. На самом деле «цифровому» противостоит «аналоговый». Термин «электронный» является обобщающим по отношению и к «цифровому», и к «аналоговому», а также к «виртуальному». Дихотомическую пару понятий образуют термины «электронный» и «нонэлектронный». Автор предвещает продолжительную востребованность понятия «электронное библиотековедение».

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ 

141-156 81
Аннотация

Уточнено понятие корпоративной библиотеки, показаны её особенности и отличительные черты. Рассмотрены проблемы образования, компетентности и повышения квалификации персонала. К корпоративным (бывшим научно-техническим и профсоюзным) относятся библиотеки как государственных, так и коммерческих организаций с различными формами собственности.

В мировой практике корпоративные библиотеки - это разновидность специальных библиотек на предприятиях и в учреждениях; структурное подразделение, ориентированное на выполнение информационных и культурнопросветительских функций и нацеленное на повышение эффективности работы организации. Специфика их деятельности известна.

В отечественном библиотековедении корпоративные библиотеки глубоко не изучались. Они не представлены в РБА и в национальной классификационной системе России - ББК.

Компетенции и успешная деятельность персонала корпоративных библиотек зависят от образования, квалификации, опыта сотрудников. Без квалифицированного персонала невозможно осуществить оперативное, полное и точное удовлетворение информационных потребностей специалистов организации. В статье перечислены компетенции, способствующие эффективной деятельности корпоративной библиотеки как структуры.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)