Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Ежемесячный научно-практический журнал "Научные и технические библиотеки" для специалистов библиотечно-информационной и родственных отраслей. Освещает деятельность библиотек, служб научно-технической информации, вузов культуры и искусств, издательских, книготорговых и других смежных организаций. Публикует статьи по всем направлениям библиотечно-информационной деятельности, таким как информационные технологии, теория и методология, терминология, история библиотек, повышение квалификации и непрерывное образование кадров, книговедение, а также аналитические обзоры и рецензии на новинки профессиональной литературы.

«НТБ» входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание учёной степени кандидата и доктора наук, и в базу данных научного цитирования "Emerging Sources Citation Index" Web of Science Core Collection.

Ежегодно в № 12 журнала помещаются систематический и авторский указатели всех материалов, опубликованных за год.

Тематика публикаций журнала постоянно расширяется – в соответствии с развитием библиотечно-информационной деятельности.                                                                                               

Все материалы, поступающие в редакцию, рецензируются и рассматриваются на регулярно проводимых заседаниях редакционной коллегии “НТБ”.

Текущий выпуск

№ 7 (2019)
Скачать выпуск PDF

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3-13 37
Аннотация

Отмечено, что распространение новых технологий и моделей коммуникации ставит под сомнение ценность библиотек и библиотекарей в цифровую эпоху. Библиотеки независимо от видовой и ведомственной принадлежности должны реагировать на вызовы времени. Отечественные и зарубежные исследования направлены на осмысление новой роли библиотеки и библиотекаря. В статье показано, как освещена эта тема применительно к специальным библиотекам; проанализированы исследования, отчёты и публикации профессиональных ассоциаций специальных библиотек, которые активно ищут решения, способствующие сохранению значимости таких библиотек в будущем; рассказано о ре­брендинге, предпринятом Ассоциацией специальных библиотек (США) и Американской ассоциацией юридических библиотек.

Подчёркнуто: зарубежные специалисты уверены, что профессиональные компетенции – сильный инструмент, который поможет библиотекарям продолжить карьеру и доказать ценность своей библиотеки. В связи с этим рассмотрены модели компетенций для работников специальных библиотек, предложенные профессиональными ассоциациями. Сделан акцент на том, что для специалиста небольшой библиотеки важное значение имеют управленческие компетенции, лидерские качества и коммуникативные навыки. Отмечено, что расширение спектра компетенций библиотекарей специальных библиотек связано с изучением компетентностных моделей других профессий, которые могут быть полезны для библиотечного дела.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

14-24 36
Аннотация

Представлено исследование, проведённое в рамках разработки методического подхода для выявления организаций – лидеров публикационной и патентной активности в Российской Федерации на основе данных Scopus, Web of Science и Derwent. Цель исследования – проанализировать возможные подходы к выбору организаций – лидеров публикационной и патентной активности на основе первичных машиночитаемых в формате XML данных Scopus, Web of Science и Derwent. Авторы изучили методологии таких рейтингов, как Лейденский (применение метода фракционного счёта), QS World University Rankings и Academic Ranking of World Universities (расчёт взвешенного показателя на одного исследователя, выбор способа нормирования показателей). Сделан вывод: рассматриваемые методологии не содержат интегрального показателя по сопоставимым библиометрическим параметрам Scopus и Web of Science, а также не учитывают среднее число выданных патентов. Авторы поднимают вопрос о необходимости сравнивать организации – лидеров публикационной активности и организации – лидеров патентной активности.

Исследование выполнено за счёт средств государственных заданий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: «Разработка системы стратегического и содержательного мониторинга научной, научно-технической и инновационной деятельности в части целевых и дополнительных показателей программных документов (Стратегия научно-технологического развития РФ, Национальный проект «Наука», ГП «Научно-технологическое развитие РФ»)» № 28.13534.2019/13.1 (730000Ф. 99.1. БВ16АА02001); «Получение и обработка первичных данных международных баз данных индексов научного цитирования Web of Science и Scopus» («Научно-методическое обеспечение») (730000Ф.99.1.БВ16АА02001).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

25-36 27
Аннотация

Освещена роль научных библиотек в процессе перехода от традиционной модели российской науки, объединившей весь научный потенциал в академических научно-исследовательских институтах, к западной, где университеты в равной степени осуществляют и образовательную, и научную деятельность. Сделан вывод: взаимодействие научных библиотек вуза и научно-исследовательских учреждений сегодня не рассматривается, предлагается параллельное развитие библиотек без учёта накопленного двухстороннего опыта в информационно-библиографическом обеспечении. Анализируя опыт работы библиотек в период автоматизации библиотечных процессов, автор отмечает: создана основа для дальнейшего развития информационно-библиографического обеспечения в период цифровизации – это интеграция и корпоративность. Интегрированные связи академических и университетских библиотек рассматриваются как способ, позволяющий создать единое научно-образовательное пространство. Новизна представленного материала состоит в попытке систематизировать различные формы онлайн-сервисов для создания, хранения и передачи нужной информации пользователю. Показаны возможности предоставления информации на цифровой основе при создании личных кабинетов в библиотеках научно-исследовательских и образовательных учреждений. Когда цифровая платформа для полноценной интеграции будет готова, у научных библиотек появится возможность выбирать или исключать ресурсы для библиографического обеспечения исследований.

37-53 28
Аннотация

Подчёркнуто, что сетевая информационная среда веб 2.0 ставит новые задачи для библиографической деятельности. Сетевую информационную среду характеризуют: слабо структурированные и крайне неоднородные в плане форматов представления данные, составляющие сетевые информационные ресурсы; стирание границ между опубликованной и неопубликованной информацией, что усложняет библиографический учёт сетевых ресурсов, их отбор и комплектование в фонды библиотек; изменение роли пользователя среды веб 2.0 – от пассивного потребления информации к активному участию в её создании и управлении, что характеризуется термином «взаимодействие пользователя и информации». Основными направлениями библиографической деятельности в сетевой информационной среде являются: разработка форматов библиографических метаданных в контексте концепции универсального библиографического учёта сетевых информационных ресурсо­в в информационной среде веб 2.0; проектирование информационной архитектуры веб-среды и информационных систем с использованием библиографических средств описания, классификации и предметизации электронных документов и данных, осуществляемое с учётом требований юзабилити и человеческих факторов; управление фольксономиями и веб-сервисами самостоятельной библиографической деятельности пользователей; управление облачными технологиями для формирования электронных библиотек и осуществления библиографического обслуживания; интеграция электронных каталогов библиотек с интерфейсами поиска сетевых информационных ресурсов в системах «Дискавери»; расширение информационной базы библиографических исследований и использование методов альтметрии.

54-63 24
Аннотация

Виртуальные экскурсии – новый вид библиотечного информационного продукта, заимствованный из практики туристской и музейной работы. Рассмотрены теоретические аспекты создания виртуальной экскурсии: обязательные элементы, виды виртуальных экскурсий, используемые технологии. Проведён сравнительный анализ реальных и виртуальных экскурсий. Выявлены качественные характеристики виртуальных экскурсий, позволяющие прогнозировать их быстрое развитие и внедрение во многие сферы деятельности, в том числе в библиотечное дело. Выделены и охарактеризованы особенности виртуальных экскурсий в библиотечной сфере по результатам исследования, проведённого в библиотеках различных видов. Базой исследования послужили сайты 236 библиотек. Были выявлены значительные расхождения в трактовках термина «виртуальная экскурсия» в музейной сфере и библиотечном деле. Определены наиболее популярные технологии создания виртуальных экскурсий. Рассмотрены основные объекты библиотечных виртуальных экскурсий: история и современная деятельность библиотеки, отдельные подразделения внутри библиотеки или наиболее интересные экспонаты (старинные рукописи, редкий книжный фонд и пр.).

Сделан вывод: виртуальные экскурсии помогают обслуживать удалённых пользователей, освещать и рекламировать деятельность библиотек; их использование на библиотечных сайтах свидетельствует о готовности библиотек реализовывать сложные технические проекты, о наличии хорошей технической базы и финансовых возможностей.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

64-77 14
Аннотация
Отмечено, что знания, информация и коммерческие идеи наряду с иными ресурсами выступают факторами роста добавленной стоимости создаваемых продуктов и услуг. Дана оценка уровню интеллектуальной деятельности, состоянию патентно-информационных ресурсов, от которых зависит конкурентоспособность экономики региона. Разработчикам этих ресурсов необходимо изучать мировой опыт создания объектов техники и определять тенденции развития исследуемой области. Эта задача решается посредством проведения патентных исследований, в ходе которых используются информационные ресурсы. Подчёркнуто, что в процессе создания новых и совершенствования существующих продуктов решаются различные изобретательские задачи. Обосновано применение в инновационной деятельности рекомендации отражать в государственных контрактах вопросы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Обращено внимание на то, что производство и реализация патентно-информационных услуг в большей степени ориентированы на организационно сформированные институты интеллектуальной сферы – технопарки. В этих кластерных объединениях (научных учреждениях, университетах и промышленных предприятиях) создаваемые результаты интеллектуальной деятельности используются для производства новых продуктов, востребованных как на региональном, так и на национальном рынке. Сделан вывод: активное внедрение современных информационных технологий обеспечивает эффективное формирование, распространение и использование патентных знаний.
78-99 25
Аннотация

Рассмотрена электронно-библиотечная система в вузе на примере использования учебного курса «Основы вожатской деятельности». Представлена теория поколений, обозначены социально-психологические особенности восприятия поколения Z и обусловленные ими педагогические методы и технологии, применяемые в образовательном процессе и библиотечно-информационном обслуживании представителей этого поколения. Выделены их отличительные черты: гиперподвижность, креативность и живость мышления, трезвое представление о жизни, быстрое взросление, они не пишут от руки. Вместе с тем им свойственны так называемая клиповость восприятия, отсутствие мотивации, лень, нелюбовь к чтению, общение с помощью мемов и эмоджи, плохо развитые терпеливость и чувство долга. Постоянно находясь в информационно-цифровой среде, поколение Z научилось быстро обрабатывать «клиповую» информацию, вследствие чего его представителям не свойственны вдумчивость, способность сосредоточиваться, анализировать факты. Эти особенности поколения Z признаны психологами, физиологами, социологами, педагогами. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы и технологии обучения, создавать информационно-образовательный и информационно-рекреационный контент, основанный на электронно-конвергентном подходе. Подчёркнута важность сотрудничества и взаимодействия специалистов в области образования, информатики и библиотечного дела. Исследование проведено в процессе преподавания курса по выбору «Основы вожатской деятельности».

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

100-110 23
Аннотация

Рец. на кн.: Леонов В. П. Библиографическое мышление. На пути к единству книжного мира. – Санкт-Петербург : БАН, 1918. – 118 с. – ISBN 978-5-336-00241-6.

Новая книга научного руководителя Библиотеки РАН профессора В. П. Леонова посвящена актуальным теоретическим вопросам: роль и место психологии в изучении библиографических процессов, специфика библиографического мышления, логика и интуиция в библиографическом анализе текстов и поиске информации. Рецензент обращает внимание на сложность избранной автором темы, что обусловлено её многоплановостью, наличием множества факторов, влияющих на мыслительные процессы, недоступностью компонентов мышления для непосредственного наблюдения. Отмечена основательность подхода В. П. Леонова к феномену библиографического мышления: в ходе исследования он опирается на фундаментальные классические труды выдающихся психологов и физиологов. Рецензент положительно оценивает авторскую позицию по поводу соотношения библиографического мышления и творческого мышления вообще; подчёркивает, что В. П. Леонов проанализировал различные аспекты библиографического мышления – от структуры до условий формирования. Большую ценность имеет философско-культурологический обзор библиографического наследия народов мира, представленный автором во второй части книги. Рецензент полагает, что высказанные В. П. Леоновым идеи послужат импульсом к продолжению исследований, в результате которых понятие «библиографическое мышление» станет научным, а не метафорическим.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.