Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Анализ и формирование информационных ресурсов для поддержки принятия решений в образовательных системах

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-3-91-116

Аннотация

Статья посвящена анализу и формированию информационных ресурсов для систем поддержки принятия решений в рамках функционирования цифрового двойника образовательной организации с целью эффективного управления бизнес-процессами. Рассмотрены подходы к формированию цифровой тени и переходу к цифровому двойнику организации. Определены общие подходы к формированию базы знаний систем поддержки принятия решений. Определены факторы, которые необходимо учитывать на уровне формирования баз знаний. Рассмотрены инструменты анализа и мониторинга научной литературы. Приведён анализ данных публикационной активности в научной литературе с мониторингом изменений семантики карт раздельно на 2015 г. и на 2020 г. по определённым тематикам: компьютеризация образования, непрерывное образование, цифровизация образования, системы дистанционного обучения, электронные курсы, электронное образование, электронные библиотеки, информационные и коммуникационные технологии в образовании, интерактивные образовательные технологии, MOOК (массовые открытые онлайн-курсы) и виртуальное образование. Для построения использовались данные по статьям научной БД Web of Science. Рассмотрено построение семантических карт на основе совстречаемости ключевых слов научных источников с использованием программного обеспечения VOSviewer, которое извлекает термины из аннотаций и ключевых слов статей обрабатываемой выборки и добавляет их в единое множество

Об авторе

Е. Н. Павличева
Департамент образования и науки
Россия

Павличева Елена Николаевна – канд. техн. наук, доцент, начальник управления развития научной деятельности Департамента образования и науки

Москва



Список литературы

1. K. Schuster, K. Groß, R. Vossen, A. Richert and S. Jeschke. «Preparing for Industry 4.0 – Collaborative Virtual Learning Environments in Engineering Education», in Engineering Education 4.0, Cham : Springer International Publishing, 2016, pp. 477–489.

2. Siemens. «Digital Twin». URL: https://www.plm.automation.siemens.com/global/en/ourstory/glossary/digital-twin/24465.

3. W. Kritzinger, M. Karner, G. Traar, J. Henjes and W. Sihn. «Digital Twin in manufacturing: A categorical literature review and classification», IFAC-PapersOnLine. Vol. 51, No. 11, pp. 1016–1022, 2018. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2018.08.474

4. A. Liljaniemi and H. Paavilainen. «Using Digital Twin Technology in Engineering Education – Course Concept to Explore Benefits and Barriers», Open Engineering. Vol. 10, No. 1, pp. 377–385. May 2020. https://doi.org/10.1515/eng-2020-0040

5. Сабитов Р. А., Смирнова Г. С., Елизарова Н. Ю., Сабитов Ш. Р., Епонешников А. В., Григорьев И. С. Концепция трансформации образования в цифровой экосистеме территориального производственного кластера // Информатика и образование. 2022. № 6 (37). С. 5–11.

6. Павличева Е. Н., Ромашкова О. Н. Информационные процессы поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах. Москва : ОнтоПринт, 2022. 156 с.

7. Гололобова Т. Е., Чискидов С. В., Павличева Е. Н. Актуальные вопросы автоматизации деятельности учебного отдела вуза на примере ИМИИЕН ГАОУ ВО МГПУ // Информационные ресурсы России. 2017. № 2. С. 24–28.

8. Шевчук Е. В., Шпак А. В. Управление аудиторными ресурсами образовательной организации // Информатика и образование. 2022. № 5 (37). С. 15–25.

9. Гамукин В.В. Моделирование комплексного сервиса для обеспечения работы образовательной организации: взгляд экспертов // Информатика и образование. 2023. № 3 (38). С. 42–53.

10. Пак Н. И., Дорошенко Е. Г., Степанова Т. А., Сыромятников А. А. Критериальная модель оценки качества цифровой образовательной среды с использованием облачных сервисов // Информатика и образование. 2023. № 3 (38). С. 54–63.

11. Павличева Е. Н., Ромашкова О. Н. Программно-информационное обеспечение поддержки принятия решений в многоуровневых образовательных системах // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Естественные и технические науки. 2022. № 10. С. 99–103.

12. Павличева Е. Н. Выбор образовательных информационных и справочных ресурсов для дистанционного обучения // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Управление, вычислительная техника и информатика. 2021. № 1. С. 80–88.

13. Павличева Е. Н., Сосенушкин С. Е., Куприяненко И. А. Технологические аспекты цифровой трансформации образовательной деятельности вуза в условиях пандемии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2021. Т. 10. № 1 (53). С. 40–45.


Рецензия

Для цитирования:


Павличева Е.Н. Анализ и формирование информационных ресурсов для поддержки принятия решений в образовательных системах. Научные и технические библиотеки. 2024;(3):91-116. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-3-91-116

For citation:


Pavlicheva E.N. Analyzing and building information resources to support decision making in educational systems. Scientific and Technical Libraries. 2024;(3):91-116. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-3-91-116

Просмотров: 383


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)