Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Чат-боты как один из трендов цифровизации библиотечного сервиса

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-120-138

Аннотация

Цифровая трансформация современного общества характеризуется стремительным развитием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence – AI) – одним из долгосрочных и перспективных векторов цифровизации библиотечной отрасли. Чат-боты c AI успешно оказывают некоторые библиотечные услуги и выполняют задачи, традиционно закреплённые в библиотечно-информационном обслуживании (БИО) за людьми. Исследование направлено на изучение потенциала технологии чат-ботов, раскрытие особенностей и типов библиотечных чат-ботов, а также рисков, связанных с использованием этой технологии в библиотечном сервисе. Всё это позволит выявить, как технология чат-ботов меняет и дополняет БИО. В статье использовались общенаучный диалектический метод, теоретический анализ и обобщение содержания научной и специальной технической литературы, нормативных документов в области AI и цифровизации библиотечного дела. Результаты исследования определили базовый функционал технологии чат-ботов: интерактивный способ для персонализированного диалогового общения с читателем, экономически эффективный виртуальный справочный инструмент для решения повседневных библиотечных задач. Выявлено, что технология чатботов – один из трендов цифровизации дистанционной коммуникации с читателем, удовлетворения его информационных и социально-культурных потребностей круглосуточно в режиме онлайн. Обладая огромным интеллектуально-технологическим потенциалом, чат-боты не могут заменить библиотекарей и их личное взаимодействие с читателями, но способны дополнять их функции, автоматизировать выполнение большинства рутинных библиотечных услуг, тем самым позволяя персоналу библиотеки сосредоточиться на сложных взаимодействиях с посетителями и решении творческих профессиональных задач.

Об авторе

Н. А. Моисеева
Омский государственный технический университет
Россия

Моисеева Наталья Александровна – канд. пед. наук, доцент кафедры «Прикладная математика и фундаментальная информатика»

Омск



Список литературы

1. Chatbot Statistics: What Businesses Need to Know About Digital Assistants. URL: https://masterofcode.com/blog/chatbot-statistics#:~:text=Chatbot%20Adoption-%20-Stats-%3A&text=In%202022%2C%2088%25%20of%20users,chatbots%20within%20one%20chat%20session.

2. Шрайберг Я. Л. Основные аспекты развития современных библиотек в условиях цифровизации // Буква и Цифра: библиотеки на пути к цифровизации: сборник докладов Четвёртой научно-практической конференции «БиблиоПитер-2023». Москва : Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 2023. С. 88–98.

3. Земсков А. И., Телицына А. Ю. Демонстрация возможностей чата GPT в библиотечной деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 131–145.

4. Каптерев А. И. Когнитивный менеджмент и искусственный интеллект в библиотеках: возможности и особенности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 113–137.

5. Смирнов Ю. В., Соколова Ю. В. Чат-коммуникация в процессе библиотечного обслуживания читателей // Научные и технические библиотеки. 2021. № 2. С. 81–90.

6. Степанов В. К., Маджумдер М. Ш., Бегунова Д. Д. Методика применения большой языковой модели ChatGPT в библиотечно-библиографической деятельности // Научные и технические библиотеки. 2024. № 4. С. 86–108.

7. Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 17–34.

8. Holland B. Handbook of Research on Advancements of Contactless Technology and Service Innovation in Library and Information Science. 2023. P. 388.

9. Kaushal V., Yadav R. The Role of Chatbots in Academic Libraries: An Experience-based Perspective // Journal of the Australian Library and Information Association. 2022. 71 (3). Pp. 215–232.

10. Mckie I. A. S., Narayan B. Enhancing the Academic Library Experience with Chatbots: An Exploration of Research and Implications for Practice // Journal of the Australian Library and Information Association. 2019. 68 (3). Pp. 268–277.

11. Noh Y. A study on the discussion on Library 5.0 and the generation of Library 1.0 to Library 5.0 // Journal of Librarianship and Information Science. 2022. 55 (1). DOI 10.1177/09610006221106183.

12. Pival P. How to incorporate artificial intelligence (AI) into your library workflow // Library Hiteck News. 2023. DOI 10.1108/lhtn-03-2023-0052.

13. Rubin V. L., Chen Y., Thorimbert L. M. Artificially intelligent conversational agents in libraries// Library Hi Tech. 2010. 28 (4). Pp. 496–522.

14. Khamis I. Building a Chatbot for Libraries // Advances in library and information science. 2023. Pp. 287–315.

15. Rumeng Y., Xin Zh., Suvodeep M. Chatbots in libraries: A systematic literature review // Education for Information. 2023. 39. P. 1–19.

16. Nawaz N., Saldeen M. A. Artificial intelligence chatbots for library reference services// Journal of Management Information and Decision Sciences. 2020. 23 (S1). Pp. 442–449.

17. Chatbot Stella. URL: https://www.sub.uni-hamburg.de/bib-liotheken/projekte-derstabi/abgeschlossene-projekte/chatbot-stella.html.

18. Срини Дж. Разработка чат-ботов и разговорных интерфейсов. Москва : ДМК Пресс, 2019. 340 с.

19. Abdul-Kader S., Woods J. Survey on chatbot design techniques in speech conversation systems // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2015. 6 (7), 72–80.

20. Adamopoulou E., Moussiades L. An Overview of Chatbot Technology // Artificial Intelligence Applications and Innovations. 2020. DOI 10.1007/978-3-030-49186-4_31.

21. Sanji M., Behzadi H., Gomroki G. Chatbot: an intelligent tool for libraries // Library Hi Tech News. 2022. Vol. 39, № 3. Pp. 17–20.

22. Sankhayan M., Swapan P. Chatbots: A Review of their Potential Application in Library Services. 2023. 36. Pp. 22–29.

23. Reinsfelder T. L., O’Hara-Krebs K. Implementing a Rules-Based Chatbot for Reference Service at a Large University Library // Journal of Web Librarianship. 2023. 17 (4). Pp. 95–109.

24. Yrjo L., Nikesh N. Aisha: A Custom AI Library Chatbot Using the ChatGPT API // Journal of Web Librarianship. 2023. 17. Pp. 1–22.

25. Indra M., Bhuva N. Enhancing the Academic Library Experience with Chatbots: An Exploration of Research and Implications for Practice // Journal of the Australian Library and Information Association. 2019. 68. Pp. 1–10.

26. Rodriguez Sh., Mune Ch. Library chatbots: easier than you think // Computers in libraries. 2021. 8 (41). URL: https://www.infotoday.com/cilmag/oct21/Rodriguez-Mune--LibraryChatbots-Easier-Than-You-Think.shtml.

27. Aboelmaged M., Bani-Melhem S., Ahmad Al-Hawari M., Ahmad I. Conversational AI Chatbots in library research: An integrative review and future research agenda // Journal of Librarianship and Information Science. 2024. DOI 10.1177/09610006231224440.

28. Mayukh B. Conceptualising a Library Chatbot using Open Source Conversational Artificial Intelligence // DESIDOC Journal of Library & Information Technology. 2020. 40. Pp. 329–333.

29. Adetayo A. J. Artificial intelligence chatbots in academic libraries: the rise of ChatGPT // Library Hi Tech News. 2023. Vol. 40, No. 3. Pp. 18–21.

30. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470682/.

31. Holland B. ChatGPT and Its Ethical Implications on Libraries, Other Institutions, and Society: Is It a Viable Upgrade? 2023. DOI 10.4018/979-8-3693-2841-5.ch014.


Рецензия

Для цитирования:


Моисеева Н.А. Чат-боты как один из трендов цифровизации библиотечного сервиса. Научные и технические библиотеки. 2024;(12):120-138. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-120-138

For citation:


Moiseeva N.A. Chatbots as a trend in library service digitalization. Scientific and Technical Libraries. 2024;(12):120-138. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2024-12-120-138

Просмотров: 360


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)