Дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование: концептуально-методологические основы и механизмы формирования системы
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-5-24-35
Аннотация
Рассмотрена роль дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования как неотъемлемого звена системы непрерывного образования, обосновано его важное значение для формирования библиотечных специалистов новой формации. Раскрыто влияние ДПО как эффективной площадки освоения и генерации новых идей, трансляции инновационного опыта и развития профессиональных коммуникаций на модернизацию библиотечного дела. Сделан вывод о том, что главная целевая установка современных моделей дополнительного библиотечно-информационного образования – содействие профессиональной социализации библиотекаря.
Охарактеризованы базовые методологические основы ДПО: инновационность обучения, интеграция образовательного процесса и библиотечной практики, его социальная открытость и динамизм. Определены механизмы перехода от дискретного этапа развития дополнительного библиотечно-информационного образования к системному: вертикально-горизонтальное взаимодействие структур ДПО, преемственность и последовательность ступеней образовательного процесса, управление его качеством, рациональное сочетание онлайни оффлайн-обучения. Подчёркнута необходимость общественной профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ альтернативных структур (включая библиотеки), которые не имеют соответствующих лицензий, а также регулярного мониторинга образовательной системы.
Об авторе
Т. Я. КузнецоваРоссия
Кузнецова Татьяна Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный
г. Химки, Московская обл.
Список литературы
1. Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/ about/doc/concept2.php
2. Кузнецова Т. Я. Кадровая ситуация в российских библиотеках и пути развития профессионального потенциала отрасли / Т. Я. Кузнецова // Информ. бюл. РБА. – № 80. – Москва : Государственная публичная историческая библиотека России, 2017. – С. 132–138.
3. Кузнецова Т. Я. Повышение квалификации и переподготовка – базовое звено непрерывного библиотечно-информационного образования / Т. Я. Кузнецова // Непрерыв. библ.информ. образование : науч.-метод. конф. – С.-Петербург, 2015. – С. 32–37. – (Тр. СПбГИК; т. 205).
4. Подготовка и переподготовка специалистов библиотечно-информационной сферы ежегод. межведоств. сб. науч. тр. – Москва : ГПНТБ России, 2005. – 104 с.
5. Справка на коллегию Минкультуры России по дополнительному профессиональному библиотечному образованию 5.03.2003 г. : Офиц. док. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/news/rnbinfo/2003/3-1.htm
6. Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование : сб. статей и докладов / Сукиасян Э. Р. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 448 с.
7. Третьяков А. Л., Чурашева О. Л. Непрерывное библиотечно-информационное образование в контексте мирового образовательного пространства / Третьяков А. Л., Чурашева О. Л. // Челяб. гуманитарий. – 2017. – № 1 (38). – С. 81–85.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Т.Я. Дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование: концептуально-методологические основы и механизмы формирования системы. Научные и технические библиотеки. 2018;(5):24-35. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-5-24-35
For citation:
Kuznetsova T.Ya. Advanced professional library information education: Conceptual and methodological foundations and mechanisms. Scientific and Technical Libraries. 2018;(5):24-35. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-5-24-35