Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Когнитивная парадигма в современной библиографической науке

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-6-3-22

Полный текст:

Аннотация

Обоснована когнитивная парадигма библиографоведения в современном обществе в период его эволюции из информационного в когнитивное. Показаны истоки и развитие научной рефлексии этой парадигмы в библиотечно-библиографической науке. Представлены ключевые компоненты теоретического ядра когнитивной парадигмы библиографоведения – миссия, концепт, научные понятия, определяющие библиографию как когнитивный социальный институт. Социальная миссия библиографии определена как обеспечение преодоления индивидуальными и коллективными субъектами общества когнитивного разрыва в период перехода общества от информационного этапа к когнитивному. В статье подчёркнуто, что востребованность библиографии резко возрастёт, если она сможет реализовать и повысить свой когнитивный потенциал, стать полноправным, самостоятельным субъектом производства и распространения знания – концепта когнитивной парадигмы библиографоведения. Продемонстрировано, что библиография способна реализовать все процессы трансформации знания: социализации, экстернализации, комбинирования и интернализации. Библиография в контексте когнитивной парадигмы определена как когнитивный институт общества знания, направленный на производство и распространение библиографического знания – знания о системных аспектах смыслового контента документированного знания. Аргументирована необходимость усиления когнитивизации библиографической деятельности библиотеки, показаны формы и методы интеллектуализации её когнитивно-информационной деятельности.

Об авторе

Л. B. Астахова
Южно-Уральский государственный университет
Россия

Астахова Людмила Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры защиты информации 

Челябинск



Список литературы

1. Астахова Л. В. Когнитивно-информационная деятельность личности в обществе знания // Науч.-техн. информ. Сер. 1: Организация и методика информ. работы. – 2016. – № 12. – С. 1–6.

2. Широнин В. М. Когнитивная среда и институциональное развитие. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 264 с.

3. Рейсер С. А. Хрестоматия по русской библиографии с XI века по 1917 год. – Mосква : Госкультпросветиздат, 1956. – 448 с.

4. Ловягин A. M. Библиологические очерки. – Петербург, 1916. – 38 с.

5. Здобнов Н. В. Избранное: труды по библиографоведению и книговедению. – Москва : Книга, 1980. – 272 с.

6. Зубов Ю. С. Библиография как система свёрнутого знания // Теоретико-методолог. проблемы соврем. совет. библиографоведения. – Москва, 1981. – Вып. 47. – С. 23–40.

7. Фокеев В. А. Природа библиографического знания. – Москва, 1995. – 352 с.

8. Астахова Л. В. Библиография как научный феномен. – Москва, 1997. – 338 с.

9. Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы // Информ. ресурсы России. – 2001. – № 2. – С. 2–14.

10. Крымская А. Хронологическая шкала основных событий в развитии концепции «управления знаниями» за рубежом и в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kmtec.ru/publications/library/select/chron_km.shtml (дата обращения: 18.12.2017).

11. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. – Париж : Изд-во ЮНЕСКО, 2005. – Режим доступа : http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdfс (дата обращения: 18.12.2017).

12. Webster M. The role of the library in knowledge management. Knowledge Management: Social, Cultural and Theoretical Perspectives 2007: 77–91.

13. Kim YM, Abbas J. Adoption of Library 2.0 Functionalities by Academic Libraries and Users: A Knowledge Management Perspective. Journal of Academic Librarianship 2010; 36 (3): 211–8.

14. Jin CF. On the Innovation of Library Management by Way of Knowledge Management. Proceedings of the 2014 International Conference on E-Education, E-Business and Information Management 2014; 91: 141–3.

15. Wang X. An Analysis of Knowledge Management of University Libraries. Proceedings of the Thirteenth International Symposium Management Science & Engineering (2014) 2014 : 88–92.

16. Niu L, Wang YH, Han XT, Jiao TX. A Review of Library Knowledge Management Research in China. In: Xiao X, editor Proceedings of the 2015 International Conference on Social Science and Higher Education. 2015, p. 155–9.

17. Balague N, Duren P, Saarti J. Comparing the knowledge management practices in selected European higher education libraries. Library Management 2016; 37 (4–5): 182–94.

18. de Bem RM, Coelho C, Dandolini GA. Knowledge management framework to the university libraries. Library Management 2016; 37 (4–5): 221–36.

19. Рябинина Е. П. Современные проблемы технологии управления знаниями в библиотеке // Тр. СПб гос. ин-та культуры. – 2015. – Т. 211. – С. 172–177.

20. Гордукалова Г. Ф. Управление знаниями: информационная диагностика нового направления и методические проблемы подготовки кадров // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2006. – Т. 9. – № 1. – С. 86–97.

21. Гордукалова Г. Ф. Смысловой анализ текстов // Библиосфера. – 2010. – № 1. – С. 23–27.

22. Кун Т. Структура научных революций. – Москва : АСТ, 2009. – 310 с.

23. Соколов А. В., Берестова Т. Ф. Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс: очерки о прошлом и будущем библиографической науки. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 490 с.

24. Maceviciute E., Janonis O. Conceptions of bibliography in the Russian Federation: The Russian phenomenon of bibliographic theory. Libri. 2004. № 54 (1). Р. 30–42.

25. Астахова Л. В., Смолина С. Г. Реализация когнитивно-коммуникационной сущности информационной компетенции будущих специалистов в вузовской библиотеке // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2013. – № 4 (36). – С. 28–34.

26. Тикунова И. П. Концептуальная модель современной библиотеки: социальнофилософский анализ : дис. ... канд. филос. наук. – Архангельск, 2007. – 129 с.

27. Нонака И., Такеучи X. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. – Москва : Олимп-Бизнес, 2003. – 320 с.

28. Белоногов Г. Г., Гиляревский Р. С. Ещё раз о гносеологическом статусе понятия «информация» // НТИ. Сер. 2. Информ. процессы и системы. – 2010. – № 2. – С. 1–6.

29. Гиляревский Р. С. Информационный менеджмент: управление информацией, знаниями, технологией. – Самара : Профессия, 2009. – 304 с.

30. Гиляревский Р. С. О значениях термина «информация» // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2007. – Т. 12. – № 2. – С. 5–11.

31. Ракитов А. И. Философские проблемы науки: Системный подход. – Москва : Мысль, 1977. – 270 с.

32. Гордукалова Г. Ф. Структурные особенности профессиональной компетенции аналитического типа // Вестн. СПб гос. ун-та культуры и искусств. – 2015. – № 1 (22). – С. 111–113.

33. Koloniari M, Fassoulis K. Knowledge Management Perceptions in Academic Libraries. Journal of Academic Librarianship 2017; 43 (2): 135–42.

34. Зубов Ю. С. Библиография и художественное развитие личности. – Москва : Книга, 1979. – 144 с.


Для цитирования:


Астахова Л.B. Когнитивная парадигма в современной библиографической науке. Научные и технические библиотеки. 2018;(6):3-22. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-6-3-22

For citation:


Astakhova L.V. The cognitive paradigm in the modern bibliographic studies. Scientific and Technical Libraries. 2018;(6):3-22. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-6-3-22

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)