Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 6 (2018)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-6

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3-22 48
Аннотация

Обоснована когнитивная парадигма библиографоведения в современном обществе в период его эволюции из информационного в когнитивное. Показаны истоки и развитие научной рефлексии этой парадигмы в библиотечно-библиографической науке. Представлены ключевые компоненты теоретического ядра когнитивной парадигмы библиографоведения – миссия, концепт, научные понятия, определяющие библиографию как когнитивный социальный институт. Социальная миссия библиографии определена как обеспечение преодоления индивидуальными и коллективными субъектами общества когнитивного разрыва в период перехода общества от информационного этапа к когнитивному. В статье подчёркнуто, что востребованность библиографии резко возрастёт, если она сможет реализовать и повысить свой когнитивный потенциал, стать полноправным, самостоятельным субъектом производства и распространения знания – концепта когнитивной парадигмы библиографоведения. Продемонстрировано, что библиография способна реализовать все процессы трансформации знания: социализации, экстернализации, комбинирования и интернализации. Библиография в контексте когнитивной парадигмы определена как когнитивный институт общества знания, направленный на производство и распространение библиографического знания – знания о системных аспектах смыслового контента документированного знания. Аргументирована необходимость усиления когнитивизации библиографической деятельности библиотеки, показаны формы и методы интеллектуализации её когнитивно-информационной деятельности.

23-36 48
Аннотация

Отмечен возросший интерес к аннотированию как разновидности аналитико-синтетической переработки информации, что связано с тенденцией глобализации науки. Названы специалисты, изучающие этот вид свёртывания первичной информации, – библиографы, лингвисты, профессионалы в области информатики. Сделан акцент на том, что умение составлять аннотации согласно международным требованиям к научным, справочным и дидактическим работам сейчас необходимо преподавателям, студентам.

Подчёркнуто разнообразие спектра отечественных лексикографических произведений. Охарактеризовано современное состояние аннотирования словарных изданий лингвистической терминологии на основе созданной в ходе исследования картотеки аннотаций. Выделены основные группы пользователей. Рассмотрены и репрезентативно представлены виды издательской аннотации на словарное произведение. Приведён пример анализа интернет-аннотаций на словарь (50 единиц). На основе текстов аннотаций выявлены негативные факторы, влияющие на информационную ценность данного вида вторичного информирования: недостаток важных для пользователя данных, неполное описание читательского адресата и др.

Предложен план-макет аннотации для электронного путеводителя по отечественным лексикографическим произведениям с поаспектным анализом. Сделан вывод о том, что аннотирование – процесс, требующий больших интеллектуальных затрат. В части лексикографических произведений оно мало изучено специалистами и является перспективным для дальнейших научных разработок.

37-50 46
Аннотация

Предпринята попытка ответить на вопрос, является ли корпоративная коллекция книг документным массивом, учрежденческим собранием книг или все же библиотекой. Проблема рассмотрена на примере компании «Лаборатория градопланирования» (СанктПетербург). Названы основные этапы становления и направления работы библиотеки компании. Рассмотрены особенности организации и опыт других корпоративных библиотек. Выявлены общие черты между корпоративными и специальными библиотеками, в частности научно-техническими, обеспечивающими удовлетворение информационных потребностей в профессиональной деятельности.

Сделана попытка применить модель библиотеки как четырехэлементной системы Ю. Н. Столярова к феномену корпоративной библиотеки. Приведены рассуждения о том, насколько присущи библиотеке корпорации характерные признаки библиотеки как таковой – целевое назначение фонда, упорядоченность массива документов, наличие библиотечного специалиста. Отмечены различия между традиционным пониманием библиотеки как учреждения и взглядом на библиотеку как на живую самоорганизующуюся систему. Подчёркнута необходимость включения корпоративных библиотек в предмет библиотековедения, что позволит расширить границы социального влияния работников библиотечной отрасли.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

51-62 103
Аннотация

Рассмотрены возможности библиометрии для усовершенствования и дополнения библиотечно-информационных процессов в сопровождении научных исследований по различным темам: применение библиометрического анализа документопотоков научных организаций для мониторинга публикационной активности, а также для организации некоторых библиотечных процессов – комплектования и изучения информационных потребностей пользователей, для определения возраста актуальной информации. Отмечено фундаментальное значение библиометрии в исследовании документальноинформационных потоков. Показано, что внедрение библиометрических практик в научные библиотеки повышает их статусность и превращает в активных участников системы научных коммуникаций. Приведены примеры использования библиометрии для выявления мошеннических схем и фальсификаций в научной практике. Охарактеризованы основные методы и методики проведения библиометрических исследований в научных библиотеках. Определены главные риски, связанные с внедрением библиометрических практик в систему оценок научных исследований. Подчёркнута необходимость наличия соответствующих компетенций у сотрудников научных библиотек для выполнения библиометрических исследований, что требует организации непрерывного профессионального образования, где особое значение приобретают семинары и тренинги, разработка методических пособий и рекомендаций, подготовка соответствующих специалистов в вузах.

63-77 36
Аннотация

Представлено исследование, в котором на основании данных ведущих мировых информационно-библиографических ресурсов – Web of Science Core Collection и Scopus – проведён комплексный сопоставительный анализ деятельности учёных в научноисследовательских институтах Пущинского научного центра (ПНЦ РАН). В работе дана оценка публикационной активности и цитируемости учёных НИИ ПНЦ РАН, также проведено сравнение информационных источников, используемых в процессе библиометрического анализа. Объектом библиометрических исследований стал документально-информационный поток учёных ПНЦ РАН как особый компонент информационной среды.

Отмечено, что большой объём собранных данных о публикационной активности учёных ПНЦ РАН позволяет решить следующие задачи: определить наиболее плодотворных и наиболее цитируемых авторов; провести корреляции между типом публикаций и их цитируемостью; раскрыть международные связи учёных институтов ПНЦ РАН; выявить организации, участвующие в финансировании фундаментальных научных исследований и др. В результате проведённого исследования выявлено, что НИИ ПНЦ РАН по многим показателям занимают лидирующие позиции и обладают хорошим интеллектуальным потенциалом.

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

78-85 42
Аннотация

Рассмотрена инфраструктура научной коммуникации на примере ГПНТБ России. Представлены функциональные особенности «Научного архива» ГПНТБ России, отмечено, какие именно научные труды индексируются на портале. Приведены статистические показатели наполняемости «Научного архива», а также пример метаданных, хранящихся в индексе. Проанализированы составляющие методики ранжирования научного труда. Приведены статистические показатели ранжирования научных трудов в срезе научных работ, например статья или учебное пособие. Подчёркнуто, что технологической основой «Научного архива» является СУБД МоngoDB. Индексы научных трудов, учётные данные пользователей, статистика поиска по базе данных, метаданные научных трудов, индексирующиеся поисковыми серверами интернета, реализованы и функционируют с учётом требований протоколов концепции Открытого доступа. Отмечена функциональная особенность «Научного архива» – система депонирования, которая действует на основе передачи авторской лицензии правообладателем «Научному архиву». Сделан вывод: в информационно-технологическом обществе и рядовой научный сотрудник, и маститый учёный могут столкнуться с проблемой «нехватки» коммуникационной среды. Это свидетельствует о том, что «Научный архив» и другие порталы являются частями обширной научной среды.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

86-94 39
Аннотация

Статья посвящена электронной библиотеке сборников научного семинара «Информационное обеспечение науки: новые технологии», впервые организованного Библиотекой по естественным наукам РАН в 1985 г. Первая версия автоматизированной системы, поддерживающей ЭБ, была разработана специалистами БЕН РАН в 2005 г. Рассмотрены информационная база ЭБ, состоящая из четырёх БД (персоны, организации, источники, публикации), и структура записей в БД. В связи с тем, что программное обеспечение, поддерживающее первую версию ЭБ, устарело, в настоящее время на основе современных технологий разработана новая версия. Вся информация, накопленная в прежней версии ЭБ, успешно сконвертирована в новую версию. Новая автоматизированная система, поддерживающая ЭБ, состоит из двух модулей – административного и пользовательского: в первом вводятся и редактируются данные, второй представляет собой специальную поисковую систему, которая обеспечивает поиск статей в ЭБ. Электронная библиотека сборников семинара находится в свободном доступе на сайте БЕН РАН (http://www.benran.ru/libsem/). Рассмотрены особенности поиска статей по различным областям данных: слова из названия статьи, фамилия автора, год издания сборника, организация (место работы автора). Приведены примеры поисковых запросов, показана навигация по элементам библиографических записей.

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

95-103 54
Аннотация

В статье отмечено, что современный период, характеризующийся активными процессами информатизации и глобализации, стимулирует формирование единого образовательного пространства. Вместе с тем происходящая трансформация библиотечной отрасли вносит корректировки в содержательную составляющую подготовки библиотечных специалистов. Информационно-технологическая среда требует от библиотек максимально быстрой адаптации к новым условиям. Подчёркнуто, что без высококвалифицированных кадров, способных работать в новых условиях, невозможно формирование сложной библиотечной инфраструктуры. В качестве перспективной формы подготовки библиотечно-информационных специалистов в условиях единого образовательного пространства предложено рассматривать дистанционное обучение. Освещён опыт внедрения дистанционных форм образования на примере Казанского государственного института культуры, где на платформе MOODLE реализовано удалённое обучение для ряда дисциплин. Приведены результаты опроса удовлетворённости студентов дистанционной формой обучения. Зафиксирована разница мнений студентов дневного и заочного отделений. По результатам исследования сделан вывод о том, что большинство студентов не готовы полностью перейти на дистанционное обучение. Названы основные условия, приводящие к высокой результативности удалённого обучения, его основные преимущества и недостатки. Внедрение дистанционного образования признано условием реализации образования европейского уровня в российской высшей библиотечной школе.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

104-110 37
Аннотация

Представлен обзор проблематики и охарактеризованы участники межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Н. С. Карташова (1928–2011) – выдающегося деятеля библиотечной науки и практики, известного учёного-библиотековеда, крупного организатора библиотечного дела, заслуженного работника культуры СССР. Н. С. Карташов впервые обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения.

На конференции объективировалось значение личности и научных идей Н. С. Карташова в контексте современного библиотековедения. Акцент был сделан на характеристике Н. С. Карташова как учёного, управленца и педагога. В проблемно-дискуссионных, постановочных и практико-ориентированных докладах рассматривались теоретикометодологические и методические аспекты заявленной тематики. Особый интерес вызвало осмысление в современном контексте предложенного и обоснованного Н. С. Карташовым термина «региональное библиотековедение», а также изложенные возможности использования этой актуальной концепции в отраслевом образовании и библиотечной практической деятельности.

Конференция отличалась обширным блоком стендовых докладов, в которых раскрыты вклад Н. С. Карташова в библиотечное дело и библиотековедение, в том числе методологические подходы и теоретические инструменты регионального библиотековедения, концепции библиотечного управления на основе функционального моделирования, модернизации системы территориального библиотечного обслуживания и др.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)