Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Формирование проектных компетенций при двухуровневом вузовском обучении студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность»

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-15-28

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрен структурно-содержательный аспект вузовского обучения бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности в области проектного менеджмента и социокультурного проектирования. Представлены формируемые на разных уровнях высшего отраслевого образования универсальные, общепрофессиональные и профессиональные проектные компетенции, предусмотренные действующими федеральными государственными образовательными стандартами и официальными проектами примерных основных образовательных программ, обозначены базовые индикаторы их достижения.  Охарактеризованы преподаваемые в Московском государственном институте культуры профильные библиотековедческие учебные дисциплины «Проектный практикум» (бакалавриат) и «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» (магистратура): объективированы проблематика и круг образовательных задач, выделены формируемые компетенции и обозначены индикаторы подтверждения их освоения.  «Проектный практикум» ориентирован на формирование проектной культуры будущих бакалавров библиотечно-информационной деятельности с учётом актуальных направлений социокультурного проектирования и возможностей библиотек. Основные виды контактной работы со студентами – практические занятия, в том числе индивидуализированные и мелкогрупповые. Большое место отведено внеаудиторной самостоятельной работе над материалом учебного курса.  Магистерская дисциплина «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки» нацелена на дальнейшее освоение фундаментальных и прикладных аспектов проектного знания. Проблемные лекции оптимально сочетаются с тематическими дискуссионными семинарами, позволяющими дать стройную систему научных знаний по дисциплине, сформировать у студентов научный подход к проектной деятельности библиотек. Важное место в процессе изучения курса занимают групповые и индивидуализированные задания в рамках аудиторных и внеаудиторных (в том числе выездных) практических занятий, а также активная самостоятельная поисковая деятельность студентов. Сделан вывод: есть достаточная учебно-методическая база для формирования у студентов в рамках двухуровневого обучения комплексных проектных компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность; существует логическая преемственность специальной проектной подготовки студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре по направлению «Библиотечно-информационная деятельность».

Об авторе

В. К. Клюев
Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Московский государственный лингвистический университет
Россия

Клюев Владимир Константинович– канд. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой, председатель Учебно-мето­дического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности, почётный работник высшего профессионального образования РФ

Москва



Список литературы

1. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»: проект. – Москва, 2014. – 45 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA; n=6124#0.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» : утв. приказом М–ва образования и науки Российской Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1182. – Москва, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751354/.

3. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования – бакалавриат: проект. – Москва, 2018. – 121 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1.

4. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Профиль подготовки общий. Квалификация – бакалавр. Форма обучения – очная, заочная / МГИК; авт.-сост.: В. К. Клюев, Н. В. Лопатина. – Химки, 2019. – 135 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgik.org/upload/iblock/cad/1.-OPOP_bak.-BIDobshchiy-FGOS-3_.-FINAL.pdf.

5. Рабочая программа дисциплины (модуля) Б1.В.10 «Проектный практикум». Направление подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельност». Профиль подготовки общий. Квалификация выпускника – бакалавр. Форма обучения – очная, заочная / МГИК; авт.-сост. В. К. Клюев. – Химки, 2019. – 16 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgik.org/upload/iblock/f7f/B1.V.10-Proektnyy-praktikum.Klyuev-V.K.-Kaf.-UIBD.pdf.

6. Паспорт национального проекта «Культура» : утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 дек. 2018 г. – Москва, 2018. – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/.

7. Фонд оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) Б1.В.10 «Проектный практикум». Направление подготовки – 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Профиль подготовки общий. Квалификация выпускника – бакалавр. Форма обучения – очная, заочная / МГИК; авт.-сост. В. К. Клюев. – Химки, 2019. – 8 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgik.org/upload/iblock/f7f/B1.V.10-Proektnyy-praktikum.-Klyuev-V.K.-Kaf.-UIBD.pdf.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность»: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 дек. 2017 г. № 1188. – Москва, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71744464/.

9. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования – магистратура: проект. – Москва, 2018. – 71 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/7207cb5f533446ea812e4238772d8496.

10. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Профиль подготовки «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью». Квалификация (степень) – магистр. Форма обучения – очная, заочная / МГИК; авт.-сост. В. К. Клюев. – Химки, 2019. – 100 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgik.org/upload/iblock/bb3/1.OPOP-Mag.-UIBD-FGOS_3_-Klyuev.-Iz-UK.pdf.

11. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Профиль подготовки «Теория и методология информационно-аналитической деятельности». Квалификация – магистр. Форма обучения – очная, заочная / МГИК; авт.-сост. В. К. Клюев. – Химки, 2019. – 90 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgik.org/upload/iblock/532/OPOP-Teoriya-i-metodotologiya-inf_analit.pdf.

12. Рабочая программа дисциплины (модуля) Б1.О.13 «Теория и методология социокультурного проектирования с участием библиотеки». Направление подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Профили подготовки: «Теория и методология управления библиотечно-информационной деятельностью», «Теория и методология информационно-аналитической деятельности». Квалификация выпускника – магистр. Форма обучения – очная, заочная / МГИК; авт.-сост. В. К. Клюев. – Химки, 2019. – 18 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mgik.org/upload/ iblock/01e/Sots_kult.-proekt_e.-RP-_-FOS-_-MR.pdf и http://www.mgik.org/upload/iblock/ 810/Sots_kult.-proekt_e.-RP-_-FOS-_-MR.pdf.


Для цитирования:


Клюев В.К. Формирование проектных компетенций при двухуровневом вузовском обучении студентов по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Научные и технические библиотеки. 2020;(7):15-28. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-15-28

For citation:


Klyuev V.K. Formation of project competencies at two-level University education of students in the direction of “Library and information activities”. Scientific and Technical Libraries. 2020;(7):15-28. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2020-7-15-28

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)