Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Чат-коммуникация в процессе библиотечного обслуживания читателей

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-81-90

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена новому виду дистанционного обслуживания читателей – чат-коммуникации. Рассмотрено использование этой технологии в раз- личных организациях и библиотеках. Исследовано применение интеллектуальных информационных систем при создании виртуальных помощников, или чат- ботов. Авторы отмечают, что научно обоснованная классификация чат-ботов на данный момент отсутствует. В статье сделана попытка типологизировать виртуальных собеседников на основе типологий, предлагаемых организациями – разработчиками систем чат-ботов. Уделено внимание российской разработке – библиотеке искусственного интеллекта iPavlov. Авторы отмечают, что различные системы чат-коммуникации с читателями внедряются не только за рубежом, но и в России. Наиболее интересные примеры – чат-боты в мессенджере Telegram от Российской государственной библиотеки для молодёжи, ГКУК г. Москвы «Дирекция культурных центров» и от Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих и выполняемые ими функции. В статье представлена система чат-коммуникации jivo, внедрённая в ГПНТБ России. Обоснован выбор именно этой системы, показаны результаты её эксплуатации. Сделан вывод: чат-коммуникация полностью соответствует принципам обслуживания читателей и повышает эффективность обслуживания.

Об авторах

Ю. В. Смирнов
ГПНТБ России
Россия

Смирнов Юрий Викторович – канд. техн. наук, научный сотрудник

Москва



Ю. В. Соколова
ГПНТБ России; Московский государственный лингвистический университет
Россия

Соколова Юлия Владимировна – канд. пед. наук, заместитель генерального директора по научной и образовательной деятельности; доцент

Москва



Список литературы

1. ГОСТ Р 7.0.103-2018 СИБИД. Библиотечно-информационное обслуживание. Тер- мины и определения. – Введ. 2019-07-01. – Москва : Стандартинформ, 2018. – 14 с.

2. Siri. – Режим доступа: https://www.apple.com/ru/siri/.

3. Алиса. – Режим доступа: https://yandex.ru/alice.

4. START. – Режим доступа: http://start.csail.mit.edu/index.php.

5. Диалоги с искусственным интеллектом. – Режим доступа: https://ipavlov.ai/ru.

6. Mohammed Ali, Salihin. Bots in libraries: They're coming for your jobs (or is it?). (2019). ALIA Information Online 2019, Sydney, Australia, 12–14 February. Research Collection Library. – Режим доступа: https://ink.library.smu.edu.sg/library_research/138.

7. University Libraries. The University of Oklahoma. – Режим доступа: https://libraries.ou.edu/frontpage.

8. Young, Jeffrey R. Bots in the Library? Colleges Try AI to Help Researchers (But With Caution). – Режим доступа: https://www.edsurge.com/news/2019-06-14-bots-in-the-library-colleges-try-ai-to-help-researchers-but-with-caution.

9. Телеграм-бот РГБМ. – Режим доступа: https://rgub.ru/schedule/news/item.php?new_id=7423.

10. Бот Библиотеки Москвы. – Режим доступа: http://szao-cbs.ru/bot-bibliotekimoskvy/.

11. Бот Петербургской библиотеки для слепых в сервисе Telegram. – Режим доступа: https://www.the-village.ru/village/city/city/255961-telegram-bot-biblioteka.

12. ГПНТБ России. – Режим доступа: http://gpntb.ru/.

13. Бизнес-мессенджер Jivo. – Режим доступа: www.jivo.ru.

14. Национальная электронная библиотека. – Режим доступа: https://rusneb.ru/.

15. Российский сводный каталог по НТЛ. – Режим доступа: http://library.gpntb.ru/cgi-bin/irbis64r_simplesite/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=RSK&P21DBN=RSK&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID=.

16. Информационная система Электронный каталог библиотек сферы образования и науки. – Режим доступа: http://www.vlibrary.ru.

17. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учеб. / Ю. П. Мелентьева. – Москва : ФАИР, 2006. – 256 с.


Для цитирования:


Смирнов Ю.В., Соколова Ю.В. Чат-коммуникация в процессе библиотечного обслуживания читателей. Научные и технические библиотеки. 2021;1(2):81-90. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-81-90

For citation:


Smirnov Yu.V., Sokolova Yu.V. Chat communication in library user services. Scientific and Technical Libraries. 2021;1(2):81-90. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-2-81-90

Просмотров: 467


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)