Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск

Формирование модели цифровых компетенций сотрудников университетских библиотек

https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-9-129-149

Полный текст:

Аннотация

Аннотация: Компетенции библиотекаря эпохи цифровых коммуникаций определяются условиями, в которых ему предстоит трудиться, и теми задачами, которые ему предстоит решать в обозримой перспективе. Библиотекари обязаны определить собственную роль и сформировать новые компетенции в цифровом обществе, основу которого составляют цифровые информационные обмены и в котором прежние «библиотечные» компетенции утратили актуальность. В статье представлены различные подходы к определению понятий «компетенции», «компетентность» и «компетентностный подход». Рассмотрены взгляды учёных на сущность, структуру и способы развития цифровой компетенции библиотекарей; уточнено понятие развития цифровой компетенции библиотекарей в современных условиях. Подчёркнуто влияние этого процесса на развитие вузовской библиотеки. Цифровая компетенция библиотечного специалиста предполагает наличие профессионально значимого качества личности, проявляющегося в умении эффективно решать социальные и профессиональные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий, совершенствовать свои навыки в сфере цифровых технологий, адаптировать профессиональные знания к меняющимся условиям цифрового общества. Представлен опыт работы Научной библиотеки Сибирского федерального университета по разработке модели компетенций библиотекарей в цифровой среде. Набор компетенций включает так называемые мягкие и гибкие навыки. Модель цифровых компетенций позволит решать различные задачи в сфере управления персоналом, продвигать библиотеку к достижению стратегических целей и удовлетворять потребности пользователей.

Об авторе

Р. А. Барышев
Сибирский федеральный университет
Россия

Барышев Руслан Александрович – канд. филос. наук, доцент, проректор по научной работе

Красноярск



Список литературы

1. Сысоева Л. А. Использование модели цифровых компетенций при разработке программ повышения квалификации педагогических работников вузов // Электрон. обучение в непрерыв. образовании 2019. VI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти Александра Николаевича Афанасьева : сб. науч. тр. 2019. – С. 276–283. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_39161998_90276772.pdf.

2. Каррера К. Диего. Новые времена, новые требования: подготовка библиотека- рей в цифровую эпоху / пер. О. А. Жеравиной // Вестн. ТГУ. Культурология и искусствоведение. – 2015. – № 1 (17). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-vremenanovye-trebovaniya-podgotovka-bibliotekarey-v-tsifrovuyu-epohu-perevod-o-a-zheravinoy (дата обращения: 17.06.2020).

3. Елепов Б. С., К рючкова Е. М . Компетентность и компетенции библиотечного специалиста: как и зачем их оценивать // Библиотековедение. – 2009. – № 3. – С. 117– 123.

4. Колкова А. А., Серая Н. Н., Дубко В. В. Формирование оценки организационной и управленческой компетентности // Economics. Сolloquium-journal. – 2019. – № 28 (52).

5. Драч И. И. Методы компетентностно-ориентированного управления профессиональной подготовкой будущих преподавателей высшей школы / И. И. Драч // Инновации в образовании. – 2013. – № 3. – С. 48–59.

6. Алтухова Г. А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества // Вестник МГУКИ. – 2017. – № 3 (77). – С. 164–171.

7. Мазурицкий А. М., Кузичкина Г. А. Современная библиотека и вызовы времени / А. М. Мазурицкий, Г. А. Кузичкина // Науч. и техн. б-ки. – 2019. – № 5. – С. 22–36.

8. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт / И. Е. Парамонова // Там же. – № 7. – С. 3–13.

9. Астахова Л. В. Развитие цифровой культуры студентов в условиях вузовской библиотеки // Вестн. культуры и искусств. – 2019. – № 4 (60). – С. 47–57.

10. Mакеева О. В. Компетенции библиотечных специалистов в эпоху цифровой экономики // Непрерыв. библ. образование. – 2019. – № 4. – С. 84–88.

11. Егорова О. Б. Развитие цифровой культуры в вузах (на примере Университета информационных технологий, механики и оптики) // Соврем. педагог. образование. – 2019. – № 4. – С. 187–192.

12. Аналитический отчёт АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка» «Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики». – URL: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika (дата обращения: 17.06.2020).

13. Francoise Delamare Le Deist и Jonathan Winterton) [1 Delamare Le Deist F., Winterton J.] // Huan Resource Development International. – 2005. – Vol. 8. – № 1. – P. 27–46.

14. Weiss A. The modern leader’s Role // Innovative leader. – 1998. – Vol. 7. – № 11.

15. Мамонтова М. С. Информационная компетентность библиотечного специалиста как условие его профессионального развития : автореф. дис. … канд. пед. наук 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. – Казань. – 2012. – URL: http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/113002/0-794996.pdf?sequence=-1.

16. Макеева О. В. Новый подход к построению модели компетенций библиотечных специалистов // Тр. ГПНТБ СО РАН. – 2020. – № 1 (5). – С. 71–77.

17. Ли М. Г. Модель специалиста библиотечной сферы: интеграция компетентностного и технологического подходов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-spetsialistabibliotechnoy-sfery-integratsiya-kompetentnostnogo-i-tehnologicheskogo-podhodov

18. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают всё» // Пятнадцатая юбил. междунар. конф. «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» «Крым–2008». – URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2008/disk/118.pdf.


Для цитирования:


Барышев Р.А. Формирование модели цифровых компетенций сотрудников университетских библиотек. Научные и технические библиотеки. 2021;(9):129-149. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-9-129-149

For citation:


Baryshev R.A. Building the model of academic library an digital competences. Scientific and Technical Libraries. 2021;(9):129-149. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-9-129-149

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)