Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 9 (2021)
Скачать выпуск PDF
13-72 871
Аннотация

Аннотация: Прежде всего автор рассматривает две главные темы – цифровизация и пандемия COVID-19, обращая внимание на то, как пандемия повлияла на все сферы жизни и деятельности людей во всём мире. Ожидания от бурного развития цифровизации и её воздействия на информационную, образовательную и библиотечную инфраструктуру, столкнувшись с пандемией, не оправдались, в ернее, о казались и ными. В тоже в ремя пандемия я вилась с тимулом к более активному развитию систем оцифровки, Открытого доступа и Открытой науки. Одним из парадоксов «цифрового времени» назван устойчивый интерес к чтению, причём прежде всего печатных книг. Отмечена стабилизация рынка печатных и электронных книг. Автор обратился к ещё одной важной теме – к языковой экологии, или экологии языка, что не следует понимать как только борьбу за чистоту речи; на нескольких примерах рассмотрена проблема заимствований (англицизмов) в русском языке, которая становится всё более очевидной в связи с развитием цифровизации. Современная цифровизация содействует целенаправленному переходу к библиотеке будущего, обусловливает основные тенденции и задачи развития библиотек на этом пути. При этом обращено внимание на состояние библиотечных фондов, помещений библиотек и условий их работы в период пандемии. Вместе с тем пандемия обострила ещё одну проблему – трансформацию авторского права в цифровую эпоху. Приведены примеры решения отдельных вопросов законодательства в сфере авторского права в разных странах; рассмотрены российские тенденции преобразования авторского права в цифровом мире. В заключение автор подчёркивает, что сегодня – с позиций нарастающей цифровизации и целей устойчивого развития общества – библиотеки находятся на передовом фланге: они не только поддерживают, но и реально обеспечивают многие цели устойчивого развития государства.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 

73-90 238
Аннотация

Аннотация: Представлены результаты мониторинга виртуального пространства федеральных библиотек: сайтов и социальных сетей. Проанализированы такие показатели поисковой оптимизации, как индекс качества сайтов, их адаптивность под мобильные системы, а также поведенческие показатели: среднее время пребывания на сайте, количество просмотренных страниц за визит и др. Сравнение результатов исследования поисковой оптимизации с проведёнными ранее свидетельствует о повышении качества рассматриваемых информационных ресурсов. Проведён анализ эффективности работы федеральных библиотек в социальной сети «ВКонтакте» как одной из наиболее популярных цифровых платформ. В качестве средства веб-аналитики использовался сервис Socstat.ru. Дана общая характеристика сообществ «ВКонтакте» для федеральных библиотек, включающая такие показатели, как число подписчиков, общее число постов; количество постов, добавленных за определённый период; средний охват поста, а также среднее количество добавленных постов в день. Проанализированы показатели активности пользователей федеральных библиотечных учреждений «ВКонтакте»: количество реакций, среднее количество реакций, средняя вовлечённость по сообществу и по посту. Автор отмечает необходимость мониторинга представительств библиотек в цифровой среде средствами веб-аналитики для их эффективной интеграции в единое культурное информационное пространство.

91-102 242
Аннотация

Аннотация: Элементом цифровизации, всё чаще применяемым в практике библиотечно-информационной деятельности, являются QR-технологии, разработанные японской компанией Denso Wave Incorporated. Потенциал мобильных точек доступа побуждает профессионалов искать новые способы библиотечного-информационного обслуживания. В статье рассмотрены понятие, свойства и преимущества QR-технологии, а также варианты применения QR-кодов в библиотечной практике. Отмечено, что первый проект использования гаджетов для расширения информационного пространства библиотек инициировал МТС: QR-код со ссылкой на книгу размещался в общедоступных для горожан местах. Перечислены направления работы библиотек с QR-кодами: библиотечно-информационная реклама, библиотечно-информационное обслуживание, организация массовых мероприятий по продвижению чтения, контроль в условиях пандемии и т. д. Возможности и перспективы этого цифрового ресурса исследованы на конкретных примерах из практики ГПНТБ России, Белгородской государственной универсальной научной библиотеки, Публичной научной библиотеки им. В. Г. Короленко (Глазов, Удмуртская Республика), библиотек МБУК «ЦБС» (Георгиевск, Ставропольский край). Использование QR-кода может решить проблему доступа к полной и достоверной информации.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 

103-114 80
Аннотация

Аннотация: В статье проанализирована государственная политика Российской Федерации, направленная на развитие и использование потенциала старшего поколения, в том числе в рамках библиотечно-информационной деятельности. Проанализированы документы, связанные с вопросами активного долголетия и участием пожилых людей в экономическом и социокультурном развитии общества. Рассмотрены действующие инструменты социальной политики государства, призванные повысить степень участия старшего поколения в жизни страны: федеральные законы, указы, послания Президента Российской Федерации, стратегии, концепции, государственные программы и др. Особое внимание уделено государственным программам и законодательным актам в поддержку старшего поколения, принятым на территории Санкт-Петербурга. Проанализированы приоритеты государственной и региональной политики в этой области. Дана характеристика реализованным проектам в общедоступных библиотеках России и Санкт-Петербурга. На современном этапе в основе работы библиотек со старшей возрастной аудиторией лежат такие принципы, как опора на интересы и индивидуальные потребности человека, гуманизм и общественная целесообразность. Рассмотрены основные направления и формы работы библиотек с читателями старшего поколения.

КНИГОВЕДЕНИЕ. БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ 

115-128 106
Аннотация

Аннотация: В отличие от наук, которые формировались постепенно и во многом стихийно, развитие книговедческих дисциплин строилось на их теоретическом осмыслении без ожидания, что все они возникнут естественным путём. Невыясненным остаётся центральный вопрос: являются ли книговедение и его производные – библиотековедение, библиографоведение – комплексом научных дисциплин или комплексной дисциплиной? Цель настоящей статьи – рассмотреть теоретические вопросы о книге и библиографии как о свойствах живых систем: каково их предназначение, как они «работают» в организме, как возникают в ходе эволюции и как себя проявляют? Опираясь на достижения нейронауки, прежде всего на исследования академика РАН К. В. Анохина и его коллег, автор рассматривает книгу как внешний когнитом. Она представляет собой полную, отчуждённую систему субъективного опыта, сформированного у организма в процессе эволюции, индивидуального развития и обучения. Другими словами, книга в нас уже есть, она уже «заложена» в организме. Автор книги не должен её изобретать, он должен её «перевести». Библиографию по этой логике можно рассматривать как надстройку над внешним когнитомом. Это сеть над сетью – гиперсеть. Главным вопросом общей теории является понимание механизма взаимодействия трёх элементов: книги (К) и (И) библиографии (Б) – КИБ, где И – ключевой элемент. В статье рассмотрены вопросы чтения как вызова для мозга и мышления в цифровую эпоху. Особое внимание уделено «дальнему чтению» (Ф. Моретти) с использованием Digital Humanities – цифровых методов в гуманитарных науках. Отмечено, что предшественником Ф. Моретти был российский исследователь Б. И. Ярхо (1889–1942). В заключение сделан вывод: общая теория науки о книге и библиографии должна базироваться на трёх составляющих: 1) понимании механизма взаимосвязи книги как внешнего когнитома и библиографии как гипертекста (КИБ); 2) изучении взаимодействия пристального и дальнего чтения в цифровую эпоху; 3) формировании основ теории точного библиографоведения.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ 

129-149 178
Аннотация

Аннотация: Компетенции библиотекаря эпохи цифровых коммуникаций определяются условиями, в которых ему предстоит трудиться, и теми задачами, которые ему предстоит решать в обозримой перспективе. Библиотекари обязаны определить собственную роль и сформировать новые компетенции в цифровом обществе, основу которого составляют цифровые информационные обмены и в котором прежние «библиотечные» компетенции утратили актуальность. В статье представлены различные подходы к определению понятий «компетенции», «компетентность» и «компетентностный подход». Рассмотрены взгляды учёных на сущность, структуру и способы развития цифровой компетенции библиотекарей; уточнено понятие развития цифровой компетенции библиотекарей в современных условиях. Подчёркнуто влияние этого процесса на развитие вузовской библиотеки. Цифровая компетенция библиотечного специалиста предполагает наличие профессионально значимого качества личности, проявляющегося в умении эффективно решать социальные и профессиональные задачи с помощью информационно-коммуникационных технологий, совершенствовать свои навыки в сфере цифровых технологий, адаптировать профессиональные знания к меняющимся условиям цифрового общества. Представлен опыт работы Научной библиотеки Сибирского федерального университета по разработке модели компетенций библиотекарей в цифровой среде. Набор компетенций включает так называемые мягкие и гибкие навыки. Модель цифровых компетенций позволит решать различные задачи в сфере управления персоналом, продвигать библиотеку к достижению стратегических целей и удовлетворять потребности пользователей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)