№ 10 (2016)
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
5-18 393
Аннотация
Цель статьи - привлечь внимание профессионального сообщества к актуальным проблемам сегодняшних так называемых низовых библиотек предприятий и организаций. Приведены краткие сведения по истории создания библиотек предприятий и сети НТБ в нашей стране. Отмечены основные задачи и типологические особенности научно-технических библиотек, специфика их работы, их роль в информационном обеспечении специалистов. Подчёркнуто, что официальных статистических данных о современных сетях НТБ и других специальных библиотек нет. Представлен анализ современного состояния НТБ, в том числе служб и отделов НТИ, проведённый автором на базе ресурсов портала «Library.ru», сайтов РБА и ряда отечественных предприятий. Предпринята попытка охарактеризовать современное состояние отраслевой науки и НТБ.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
19-28 302
Аннотация
Предпринята попытка сформулировать отличительные черты электронной библиотеки. Проанализированы требования пользователей к поиску, библиографическому оснащению, формату представления текста. Отмечено, что для нынешних учёных и будущих поколений необходимо оцифровывать академические полные собрания сочинений классиков, комментированные специалистами. Сделан вывод: сегодня электронные каталоги библиотек в целом не соответствуют требованиям пользователей с точки зрения интерфейса и функциональности. Рассмотрены положения авторского права, в частности обосновано право автора на свободное и беспрепятственное распространение собственных произведений.
29-39 316
Аннотация
Цель статьи - изучение структуры и особенностей информационного потока по проблеме создания и использования электронных изданий. Представлены результаты библиометрического анализа отечественного документального потока по заявленной теме на основе БД РИНЦ за 1997-2015 гг. Определён видовой состав потока, проанализирована динамика его роста. Установлены отрасли знания, в рамках которых исследуется эта проблема. Выявлены характер рассеяния публикаций и состав наиболее продуктивных журналов, в которых опубликовано наибольшее количество статей. Сделаны выводы: отечественный поток публикаций о создании и использовании электронных изданий имеет тенденцию к постоянному росту, а его основу составляют журнальные публикации.
НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ
40-53 306
Аннотация
Проанализированы существующие и задействованные в образовательном процессе учебники для бакалавров по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Рассмотрены возможные стратегии создания учебников по этому направлению в современных условиях; сформулированы критерии качества современного учебника, в том числе научность, концептуальное единство и целостность издания, методологическая оснащённость, требования дидактики. Подчёркнуто, что учебная литература - это комплекс разнообразных материалов.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ «ТЕРМИН»
54-58 306
Аннотация
Рассматриваются и обсуждаются терминологические вопросы, касающиеся открытого доступа. На многочисленных примерах показано, что словосочетание «open access» - открытый доступ - является устойчивым термином, десятки лет используемым в учредительных документах, названиях известных систем и программ, и не нуждается в изменении, т.е. замене его на термин «свободный доступ», предлагаемый некоторыми авторами. Также затронуты термины «repository» (репозитарий) и «Creative Commons», пока ещё не имеющие устоявшего перевода на русский язык.
59-62 321
Аннотация
Автор обращает внимание на два различных аспекта, в которых в печати употребляется понятие доступ: если речь идёт о доступе читателя к фондам на полках, то следует применять традиционное словосочетание открытый доступ, а если о доступе к информации (например, к текстам статей из журналов, распространяемым по каналам интернета), то правильнее говорить о свободном доступе. Желательно всегда указывать, какой именно доступ имеется в виду.
63-69 296
Аннотация
На примере англоязычного выражения «Open Access» отстаивается мнение, что перевод иноязычных терминов должен быть согласован с нормами русского языка. Автор обосновывает использование для перевода термина Open Access словосочетания «свободный доступ».
НАША ИСТОРИЯ
72-89 314
Аннотация
Первая из серии статей, посвящённых многогранной деятельности незаслуженно забытого видного российского библиографа, общественного и педагогического деятеля, доктора педагогических наук профессора В. И. Чарнолуского (1864-1941). Освещена его деятельность (как в дореволюционной России, так и в советское время), в частности работа в Наркомпросе и Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина. Впервые приведены фактические сведения о Российской государственной библиотеке по народному образованию, существовавшей в 1920-е гг., проекте учреждения Всесоюзного информационно-библиографического бюро при Учёном комитете ЦИК СССР.
КНИГОВЕДЕНИЕ
90-104 524
Аннотация
Рассмотрена проблема информационной ценности старой научной книги, включающей эмпирический материал по описанию флоры и фауны, климата, этносов и их культуры, других феноменов, которые меняются. Для многих научных дисциплин ценность этой информации велика, но появились языковые и другие «барьеры»: используемая лексика, иная структура науки, малое количество сохранившихся экземпляров. Приведены примеры содержательной доработки старой публикации, в результате которой научные переиздания становятся наиболее ценными в информационном отношении. Предложен новый сервис для поиска текстов в электронном каталоге редких книг, освещены возможности сотрудничества с издательствами для выпуска научных переизданий классических работ.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ
105-120 281
Аннотация
Кратко освещена работа Второго Международного профессионального форума «Книга. Культура. Образование». Основное внимание уделено 23-й Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» и Первой генеральной конференции Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего». Отмечены особенности форума «Крым-2016». Представлены такие мероприятия, как открытая пресс-конференция, День Министерства образования и науки Российской Федерации, День «Иностранки» в Крыму, интеллектуально-дискуссионная дуэль «К барьеру!».
ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)
ISSN 2686-8601 (Online)