Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 9 (2017)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2017-9

3-70 360
Аннотация
Журнальная версия ежегодного доклада, представленного на Третьем Международном профессиональном форуме «Крым-2017» (полная версия издана в виде брошюры, которую получили участники Форума). Подробно рассмотрены современные тренды, прежде всего Большие данные, которые в настоящее время стали реальностью и в библиотеках, университетах, НИИ, архивах, а также в музеях, издательской и книготорговой сферах; Открытый доступ и оцифровка материалов - главные факторы развития современной информационной цифровой среды. Приведены: статистика увеличения объёмов информации; выдержки из резолюции ООН «Преобразование нашего мира…», вступившей в силу 1 янв. 2016 г., рассмотрены её цели и задачи, имеющие прямое отношение к библиотекам, архивам, учебным заведениям. Освещены современные проблемы авторского права. Раскрыты принципы, которые библиотекам, музеям и архивам следует учесть при внедрении новых технологий. Представлено соотношение электронной и печатной книг на сегодняшнем рынке. Подчёркнуто: живая, т.е. печатная книга и живое общение - это главные ценности нашей жизни.
71-82 29
Аннотация
Рассмотрены концепции ноосферы, бытующие в современной науке: философско-теологическая, естественнонаучная, феноменологическая, техногенная, гуманистическая. На основании обобщения концепций предложена идеологема ноосферы, которая включает коммуникационную инфраструктуру, представляющую собой среду существования библиотек, архивов, музеев, библиографии, книжного дела. Обоснована гипотетическая дефиниция ноосферы посттехногенного общества. Предложена культурно-историческая периодизация становления ноосферы. Подробно рассмотрена проблема «выращивания» человека ноосферного. Сделан вывод о том, что ведущая роль в этом принадлежит библиотекарям, сотрудникам музеев и других культурно-просветительных учреждений.

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

83-93 37
Аннотация
В статье обсуждаются проблемы современного библиотечно-информационного образования. Отмечено отсутствие единой системы непрерывного образования в библиотечной отрасли. Проанализирован введённый в 2014 г. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки как ориентир для актуализации образовательной деятельности. Подробно рассмотрены основные направления деятельности публичных библиотек, определённые в стандарте, - библиотека как: культурно-просветительский центр, активный информационный агент, хранитель культурного наследия; раскрыты компетентности, необходимые для их реализации. Представлено соотношение основных задач и направлений работы общедоступных библиотек и ресурсов отраслевого образования.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

94-103 30
Аннотация
Рассмотрены последствия воздействия компьютерных и информационных технологий на широкий спектр жизненных ценностей человека. Потенциал влияния компьютерных средств автор сравнивает с мощностью самого могущественного оружия; обосновывает тезис о том, что библиотеки, наряду с другими малоприбыльными устойчивыми структурами, становятся жертвой современных информационных технологий, направленных на продвижение финансовых интересов производителей. Обсуждается роль «искусственного интеллекта» в условиях информационной избыточности современного мира.
104-113 31
Аннотация
В статье предпринята попытка построения системной классификации дифференцированного цитирования на основании теории фракталов. Представлена суть этого метода: построение фрагментов, каждый из которых базируется на универсальной классификационной модели, предполагающей использование законов диалектики для выявления системных связей между понятиями. При этом содержание самой модели раскрывается посредством шести следующих один за другим понятийных образований: начиная с опорного понятия и кончая пятиэлементной группой. Важнейшим достоинством подхода является то, что качество цитирования находится в непосредственной связи с научным уровнем референтной публикации, позволяющим измерять качество и тесноту связей научных школ и характеристик так называемых незримых колледжей.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)