Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 1 (2018)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-1

24-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА» - «КРЫМ-2017»

7-18 37
Аннотация
Представлены основные законодательные новеллы 2016 г., обеспечивающие развитие современных общедоступных библиотек. Подробно рассмотрены «Основы государственной культурной политики» - базовый документ для разработки и совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих процессы культурного развития в России. Выявлены основные цели реализации этого документа: формирование гармоничной личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, а также укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, сохранение исторического и культурного наследия и его использование в целях воспитания и образования, передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения, создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала, обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам. Сформулированы задачи, которые предстоит решить для реализации этих целей. Освещены федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон “О библиотечном деле” в части создания федеральной государственной информационной системы “Национальная электронная библиотека”» и «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном экземпляре”».
19-31 49
Аннотация
Определены функции библиотеки эпохи цифровых коммуникаций; аргументирована необходимость внедрения принципиально иных подходов к деятельности библиотеки, обусловленных потребностями граждан цифрового общества. Сделан вывод о том, что в кардинально изменившихся условиях библиотека призвана предоставлять адекватную интересам общества совокупность сервисов, ориентированных на удовлетворение потребностей граждан. Из учреждения, занимающегося сбором, хранением и предоставлением в общественное использование документного массива, библиотека должна превратиться в открытую инновационно-просветительскую площадку, обеспечивающую поддержку всех форм познания и обретения пользователями компетенций, которые позволяют адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Приведён перечень мер, которые следует предпринять для сохранения библиотеки как общественного института в условиях экспоненциального развития высоких технологий. Сделан акцент на том, что задача библиотеки - организация лекций, тренингов, семинаров, дискуссий, стимулирующих обретение знаний и навыков, развитие кругозора и критического мышления пользователей. Эта деятельность превращает библиотеку в подлинный центр интеллектуальной жизни общества, качественно повышает её значение и авторитет. Подчёркнуто, что изменение функций закономерно приведёт к реорганизации структуры и пространства библиотеки; отмечена важность взаимодействия с пользовательскими группами.
32-42 31
Аннотация
Рассмотрены перспективы развития высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-инфор­мационной деятельности» (2014) как нормативного документа, определяющего требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работника; характеризующего с современных позиций трудовые функции (необходимые действия, знания, умения) различных специалистов библиотеки. Раскрыты зависимость контента образования от требований практической деятельности библиотек, необходимость преодоления их рассогласования. Отмечено, что расширяется круг специалистов, образование которых соответствует библиотечной профессии. Сделан вывод: профессиональный стандарт - инновационный и актуальный документ для реформирования содержания высшего образования и программ профессиональной переподготовки. Его введение повысит акмеологические характеристики библиотечного образования, выведет образовательные программы вузов на уровень инновационных тенденций практики. Подчёркнуто, что вузам предстоит провести сложную творческую работу по формированию новых основных профессиональных образовательных программ, их сближению с требованиями практики (в том числе посредством более активного взаимодействия с работодателем). Координация деятельности региональных вузов поможет выработать консолидированную профессиональную позицию по сложным аспектам предстоящей реформы, реализовать возможности сетевых образовательных технологий для глубокой профессионализации студента.
43-50 33
Аннотация
Раскрыта актуальность такой научной задачи, как обоснование и апробация системы измеримых индикаторов публикационной активности регионального научного сообщества. Представлен обзор современных наукометрических работ, в которых проанализированы показатели публикационной активности российских учёных по регионам. Отмечены статьи В. А. Маркусовой, А. Н. Либкинда, А. И. Терехова, Д. А. Рубвальтера, И. А. Либкинда, Т. А. Крыловой, где рассмотрен вклад регионов в выполнение конкурсных исследовательских проектов, проведён анализ научной деятельности региональных российских вузов по статистике Web of Knowledge, освещены результаты библиометрии фундаментальных исследований в Новосибирском регионе. Библиометрический анализ фундируется как основной метод для подсчёта и истолкования документного потока научных публикаций авторов, аффилированных с организациями конкретной территории. Изложены ожидаемые результаты подобного исследования: вовлечение в научный оборот новых данных о публикационной активности регионов, а также возможность установления креативных корреляций параметров и индикаторов потока научных публикаций, генерируемых региональным академическим сообществом и обусловленных особенностями репрезентации научного потенциала территории. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-13-62001.
51-60 35
Аннотация
В докладе рассмотрены: проблемы трансформации библиотеки как социального института; изменение её функций в условиях информатизации общества; возможности сохранения её социального предназначения при расширении функционала; социальные и этические аспекты изменений, происходящих в библиотеках. Освещены такие мероприятия, как «Библионочь», отмечены их плюсы и минусы. Отмечено, что эпоха информационных технологий не уничтожила книжную культуру, а трансформировала её, предоставила новые возможности развития. Особое внимание уделено подготовке библиотечных кадров и тем проблемам, которые сопутствуют библиотечной профессии. Подчёркнуто, что качество образования необходимо измерять не количеством меняющихся стандартов и придуманных компетенций, а реальной компетентностью выпускников. Сократить разрыв между теорией и практикой помогут практикумы в лучших библиотеках, мастер-классы библиотечных специалистов, привлечение их к преподаванию дисциплин, возможность знакомиться со всеми технологическими новинками в библиотеке учебного заведения. Сделан вывод: в отечественных библиотеках необходимо менять систему в целом, а не отдельные элементы. Следует разработать стратегию развития библиотек, которые должны меняться, не изменяя себе и продолжая развиваться.
61-67 39
Аннотация
Освещён опыт Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина по построению модели профессионального взаимодействия библиотек вузов Уральского региона. Представлены различные формы обучения, в том числе интерактивные научно-методические конференции, программы Уральского центра проектов АРБИКОНа, а также издание ежегодного научно-практического сборника, освещающего проблемы и опыт библиотек вузов региона. Выделены и подробно рассмотрены две программы, пользующиеся наибольшим спросом: «Информационно-библиографическая поддержка публикационной активности учёного» (обновлена с 2017 г.) и «Библиотека в современном информационно-образова­тельном пространстве». Отмечено, что Уральский центр проектов АРБИКОНа привлекает слушателей квалификацией лекторов, нацеленностью на освещение самых новых тенденций в библиотечной сфере, сильной практической составляющей обучения, а также невысокой его стоимостью и предоставлением слушателям мест в общежитиях университета. Сделан вывод о том, что предложенная модель повышения квалификации сотрудников вузовских библиотек Уральского региона жизнеспособна, стратегически продумана, способствует созданию инновационной модели развития современной библиотеки, все её составляющие дополняют друг друга, открыты для управленческого воздействия, позволяют слушателям получить мощный творческий заряд.
68-79 28
Аннотация
В 2017 г., объявленном Годом экологии в России, традиционной для Крымского форума экологической тематике было отведено особое место. Статья содержит обзор представленных в программе форума материалов по вопросам работы библиотек в области экологического просвещения. Большое внимание уделено работе секции «Экологическая информация и экологическая культура», в рамках которой был проведён телемост с участниками «круглого стола» «Культура. Экология. Информатизация: движение к устойчивому развитию» IX Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС (г. Ханты-Мансийск). Представлена лекция президента Неправительственного экологического Фонда им. В. И. Вернадского В. А. Грачёва «Научные идеи В. И. Вернадского как основа для устойчивого развития», которая стала значимым событием в профессиональной программе форума «Крым». Отмечено, что решение экологических проблем В. И. Вернадский видел в смене мировоззрения и идеологических принципов и переходе к ноосферному мышлению, которое помогает найти пути рационального природопользования. На секции также были подведены итоги Всероссийского конкурса на лучшее эколого-просветительское мероприятие библиотек в рамках Всероссийской библиотечной акции «День экологических знаний».

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

80-91 24
Аннотация
Рассмотрены краткая история организации в Российской Федерации национальных исследовательских (НИУ) и федеральных государственных университетов (ФГУ), а также предъявляемые к ним требования. На основе ряда наукометрических показателей (индексов Хирша, публикуемости, цитируемости и др.) проанализированы итоги научной деятельности 10 ФГУ и 29 НИУ России (на начало 2017 г.). Оценка проведена на основе количественных показателей профессорско-преподавательского состава университетов, данных информационно-аналитической системы Science Index, а также сведений о публикациях и цитируемости организаций России, представленных в базах данных системы РИНЦ. По итогам исследования составлены рейтинговые реестры ФГУ и НИУ, определены лидеры среди них. Выявлены университеты, итоги научной деятельности которых отличаются высокой востребованностью, а также те, чью работу над повышением наукометрических показателей целесообразно активизировать. Выделены лидеры среди НИУ - МИФИ, МФТИ, ТГУ, МГТУ и ВШЭ и среди ФГУ - УФУ, ЮФУ и СФУ. Отмечено, что рассмотренные 5 ФГУ и 14 НИУ безусловно соответствуют своему статусу, о чём свидетельствует анализ результативности их научной деятельности с момента создания по январь 2017 г.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

92-101 32
Аннотация
Представлена модель партнёрских взаимоотношений между вузом и агрегаторами электронно-библиотечных систем, между структурными подразделениями вуза, среди которых и научная библиотека, а также между студентами и профессорско-препо­давательским составом Кемеровского государственного института культуры в процессе размещения и продвижения вузовских электронных версий печатных изданий. Подчёркнуто, что применение БД ЭБС даёт преподавателю возможность соблюсти нормативные требования ФГОС, построить процесс обучения с использованием электронных версий изданий, которые недоступны в печатном виде. Цель реализуемого проекта - закрепление авторитета научных и педагогических школ КемГИК, обеспечение доступности его научных и учебных изданий. При этом решаются задачи соблюдения норм авторского права (заключение договоров о сотрудничестве с агрегаторами ЭБС и лицензионных договоров с профессорско-преподавательским составом вуза), повышается индекс научного цитирования авторов КемГИК в eLibrary.ru, расширяется перечень библиотечно-информационных услуг библиотеки, оптимизируются качество и оперативность обслуживания пользователей. Раскрыты: технология достижения поставленных задач, нормативно-методическая база проекта, статистика размещения изданий, результаты мониторинга за четыре года, особенности взаимодействия с eLibrary.ru, экономический и социальный эффекты.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

102-111 35
Аннотация
В своей новой книге «Очерк эволюции поэтики библиографии» (Санкт-Петербург : Европейский дом, 2017. - 228 c.) В. П. Леонов предложил оригинальный подход, открывающий перспективы развития библиографии в эпоху цифровых технологий. Название книги концептуально и обозначает новую исследовательскую программу. Поэтика библиографии - это нечто большее, чем теория изящной словесности. Она понимается как культурно-историческая дисциплина, сочетающая информационную и гуманистическую функции книг. В результате весьма обстоятельного анализа трудов по истории и теории литературы автор пришёл к выводу: под поэтикой следует понимать искусство создавать библиографию. Поэтика библиографии В. П. Леонова раскрывает культурно-антропологическое значение письма и чтения, возвращает печатной книге её высокий статус. Библиотека - это важнейший институт социализации и гуманизации человека. Отмечены актуальность и новизна книги, а также использование большого количества исторических и современных работ, которые необходимо знать современному библиографу. Результаты исследования В. П. Леонова могут быть использованы при разработке новых учебных курсов для библиографов. Подчёркнуто, что книга будет интересна не только специалистам, но и широкому кругу читателей.

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

112-119 29
Аннотация
Статья посвящена 10-летию со дня кончины Исаака Григорьевича Моргенштерна - выдающегося учёного-библиографа, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы, специалиста в области библиографоведения, социальной информатики, книговедения. Представлен опыт работы Научной библиотеки Челябинского государственного института культуры с личной библиотекой и архивом учёного. Раскрыты направления мемориальной выставочной работы. Один из значимых проектов Года памяти И. Г. Моргенштерна - выпуск уникального календаря-альманаха «Homo Informatus - Homo Informans» («Человек информированный - человек информирующий»). Среди других памятных мероприятий - долгосрочные тематические выставки («От замысла к воплощению», «Мы помним…», «Мир его увлечений», «Панорама человеческого мира»), составление библиографического указателя изданий с дарственными надписями, систематизация архива, состоящего из газетных и журнальных вырезок, которые были собраны И. Г. Моргенштерном. На сайте Научной библиотеки в разделе «Фонды и коллекции» представлена информация о Коллекции личной библиотеки известного учёного-библиографа, в разделе «Издательская продукция» - электронный вариант календаря-альманаха, в разделе «Выставки» - виртуальные выставки, аналоги традиционных, экспонировавшихся в читальном зале им. И. Г. Мор­генштерна.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)