Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 6 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-6

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

5-20 104
Аннотация

Проанализировано, почему понятие «научная библиотека» не может возглавить отдельный класс в общей классификации библиотек, выстроенной на основе структурной систематизации. Освещены представления о научной библиотеке в отечественной науке 1930-х гг., когда началось теоретическое осмысление этого феномена. Рассмотрена концепция Д. Д. Иванова, который различал два библиотечных процесса: создание библиотечного документа и предоставление его пользователю. Обращено внимание на близость взглядов Д. Д. Иванова с авторской интерпретацией понятия «библиотека общественного пользования». Сделан вывод: служить целям науки могут библиотеки с любой структурой (общественного и личного пользования), но выделить отдельный класс научных библиотек в общей библиотечной классификации, построенной на основе структурной систематизации, нельзя. Однако не исключается возможность создания для научных библиотек частной классификации, в которой понятие «научная библиотека» можно разделить на два рода в соответствии со структурой понятия: «научная библиотека общественного пользования» и «научная библиотека личного пользования». Последующее деление производится по аналогии с общим классификационным делением. Понятие «исследовательская библиотека» для отечественного библиотековедения автор считает факультативным.

21-27 80
Аннотация

Рассмотрены инновационные формы обслуживания пользователей в библиотеке вуза. Представлен опыт работы Научной библиотеки Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. Названы и охарактеризованы приоритетные направления инновационной деятельности, среди которых: создание институционального репозитория открытого доступа, продвижение научных публикаций сотрудников университета в информационно-аналитических системах, использование современных форм и методов популяризации книги, направленных на повышение качества чтения молодёжи, и т.д. Репозиторий вуза занял третье место в рейтинге репозиториев вузов Беларуси. Отмечено, что в разные исторические периоды на библиотечное дело влияют разные процессы. В начале ХХI в. катализатором развития стало внедрение в работу компьютерных технологий. Подчёркнуто, что библиотека проводит обучающие семинары для сотрудников университета по созданию авторского профиля в Google Scholar, в результате все преподаватели имеют авторский профиль в системе. Освещён опыт создания базы данных «Персональные страницы профессорско-преподавательского состава Витебского государственного университета имени П. М. Машерова». Раскрыт опыт работы библиотеки в социальных сетях. Отмечены такие инновационные формы работы по продвижению чтения, как виртуальные книжные выставки, обзоры новых поступлений.

28-40 108
Аннотация

В статье освещена система каталогов: понятие, состав, функции различных каталогов в системе, стандарты и нормативные документы, на основе которых она строилась. Система каталогов создавалась и совершенствовалась в библиотеках на протяжении длительного времени. Подчёркнуто, что тридцать лет назад в нашей стране сложилась идеальная система каталогов, эффективно обеспечивающая поиск информации. Были решены терминологические проблемы, утверждены нормативные документы. Библиотеки готовились к появлению электронных каталогов. Высказано мнение о том, что развитие пошло по неверному пути, и раскрыты причины этого: к работе не были привлечены библиотечные специалисты, не изучен мировой опыт. Автор обращает внимание на то, что технологическая революция и автоматизация библиотек разрушили принципы построения системы каталогов. Отмечено, что в электронных каталогах утеряны системные связи, нет ссылок, отсутствует диалог с читателями. Эти недостатки связаны с неудачными программами, которые разрабатывались без учёта мнения профессиональных библиотекарей. Сделан вывод: полноценной замены карточных каталогов электронными не произошло. Высказано сожаление о том, что, несмотря на это, в ряде библиотек были закрыты карточные каталоги.

41-50 73
Аннотация

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного общества, средством коммуникации и общения. Использование социальных сетей как инструмента общения с потенциальными пользователями всё более актуально и в библиотечной среде. Библиотеки создают группы и страницы в социальных сетях с целью установить контакт с читателями, привлечь их внимание к своей деятельности и расширить её диапазон. Участниками этого процесса становятся и библиотеки образовательных учреждений, в том числе библиотеки вузов. В статье проанализирована работа группы библиотеки Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в социальной сети «ВКонтакте» в период с 2013 по 2018 г. Приведены основные статистические данные, характеризующие развитие сообщества на протяжении выбранного периода; изложены динамика просмотров, изменения в количестве подписчиков, вирального охвата и охвата подписчиков группы. Рассмотрены ошибки администрирования группы, в результате которых происходит отток подписчиков. Представлены опыт работы по привлечению пользователей, основные правила подготовки контента. Сделаны выводы: одно из основных условий успешного существования группы в социальной сети – наполнение её качественным и интересным контентом, соответствующим целям и задачам группы; библиотекарь должен знать основные принципы ведения сообщества и создания этого контента, уметь применять их в соответствии со спецификой целей и задач сообщества.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

51-70 42
Аннотация

Представлены результаты анализа отечественного документного потока по информационной безопасности на основе БД РИНЦ за 1993–2017 гг. Определены его общий объём (более 18 тыс. единиц) и видовой состав, в основе которого – статьи (59%) и материалы конференций (28%). Динамика выявленного потока свидетельствует о его ежегодном значительном росте: по числу документов он опережает информационные потоки других научных направлений. Выявлен характер рассеяния публикаций в периодических изданиях за 2016 г. Рассмотрена зависимость полноты информационного потока от количества источников. Результаты исследования микропотока подтвердили положение закона С. Брэдфорда о делении периодических изданий на три зоны. В «ядерную» зону вошли 52 журнала. В основном это журналы смежных отраслей, а не специальные (профильные), что свидетельствует о ярко выраженном междисциплинарном характере исследуемой проблемы. Дана характеристика информационной значимости наиболее продуктивных журналов с использованием таких показателей, как двухлетний импакт-фактор и число загрузок статей. Как показало исследование, значение импакт-фактора, признаваемого одним из критериев авторитетности журналов, колеблется от 0,040 до 1,435, а число загрузок – от 252 до 56041. Рассмотрены доступность «ядерных» журналов в РИНЦ по наличию полнотекстовых версий и открытого доступа к ним, а также их отражение в базах данных RSCI, WоS и Scopus.

71-86 79
Аннотация

Цель публикации – показать преемственность и развитие основных идей библиометрии за последние 15 лет. Преемственность прослеживается не только в сохранении тематики, но и в персоналиях: организатор конференции «Библиометрический анализ в науке и научных исследованиях» (2003 г.) доктор Р. Болл активно продолжает исследования в этой области, его оценки перспектив библиометрии достаточно обоснованы и понятны. Столь же значима роль преемника научной работы, компании «Clarivate Analytics», в поддержании интереса к практическим результатам библиометрических исследований. Очень важно, что ещё в 2003 г. отмечались существенные ограничения в возможности использования библиометрических методов оценки качества работы отдельных учёных. Эти предостережения актуальны и сегодня. Множество критических замечаний, высказанных в то время, касались монопольного характера работы компании «Thomson Reuters», но сейчас они уже не столь значимы, так как появилось несколько конкурирующих систем. В целом можно считать, что у библиометрии (наукометрии) хорошие перспективы. Поэтому практическая работа библиотек всех типов, в первую очередь вузовских и научно-технических, по предоставлению пользователям результатов анализа библиометрических данных может оказаться интересным и полезным дополнением к традиционному справочно-информационному обслуживанию. Доклада Р. Болла на английском языке представлен в приложении к статье.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

87-94 64
Аннотация

Подчёркнуто, что основные задачи библиотеки вуза – обеспечение традиционного и электронного доступа к учебным, научным и информационным ресурсам, а также организация современного информационно-библиотечного пространства. По требованиям ФГОС, а также в связи с активным развитием дистанционных форм обучения, необходимо обеспечить студентов доступом к широкому кругу электронных ресурсов. Поэтому, помимо оформления подписки на внешние ЭБС и базы данных, библиотека Новосибирского государственного педагогического университета создала электронно-библиотечную систему НГПУ. Рассмотрены новые подходы и решения проблемы создания хранилищ информационных ресурсов, их организации, средства, способы и методы доступа к ним пользователей. На примере библиотеки Новосибирского государственного педагогического университета освещаются формирование фонда ЭБС НГПУ и деятельность Межвузовской электронной библиотеки, являющейся единой сводной базой данных электронных документов вузовских библиотек, цель создания которой – предоставить общий доступ к электронным ресурсам вузам-участникам. Участие в проекте МЭБ способствует обеспечению электронными ресурсами образовательных программ, позволяет студентам, аспирантам и преподавателям отслеживать электронные издания вузов-участников, предоставляет преподавателям платформу для размещения и популяризации своих работ.

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

95-105 58
Аннотация

В статье, приуроченной к 100-летию Российской национальной библиотеки, представлены воспоминания видного и старейшего отечественного библиографа – Гертруды Васильевны Гедримович – о её первых наставниках в профессии. Даны портреты выдающихся специалистов – Елены Владимировны Иениш (1926–2008), Виктора Исидоровича Гранского (1903–1970), Людмилы Вениаминовны Зильберминц (1909–1972) – кадровых сотрудников Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (нынешней РНБ). Отмечены некоторые интересные факты их биографий. Освещён их вклад в развитие библиграфии, принципы работы и наставничества. Отмечены высокий интеллект, самообладание и такт наставников, для которых работа была смыслом и способом существования. Подчёркнуто, что все они обладали и редким талантом, и индивидуальными чертами, поскольку нет одинаковых одарённых людей. Обращено особое внимание на их умение добиваться самых высоких результатов при выполнении профессиональных функций. Сделан акцент на непреходящей ценности профессии библиографа. Выражена надежда на её дальнейшее развитие. Отмечено, что и сегодня опытные библиографы генеральных каталогов и картотек, фонда групповой обработки, читальных залов периодики, Центральной справочной библиотеки, Кабинета библиотековедения и Электронной библиотеки РНБ всегда профессионально, оперативно откликаются на запросы читателей.

НАША ИСТОРИЯ

106-114 49
Аннотация

Освещена деятельность первого в стране диссертационного совета, созданного при Коммунистическом политико-просветительском институте им. Н. К. Крупской (сегодня − Санкт-Петербургский государственный институт культуры) и принимавшего к защите диссертации по библиотечному делу и библиографии. Информационной базой представленного анализа стал библиографический указатель диссертаций, защищённых в совете за 80 лет, в который включены 592 работы. Рассмотрены основные исторические этапы работы диссертационного совета. Приведены данные о числе защит докторских и кандидатских диссертаций в разные периоды деятельности совета. Выделены и охарактеризованы докторские диссертации, оказавшие наибольшее влияние на развитие библиотечноинформационной сферы. Проведён сравнительный анализ «географии» соискателей учёных степеней (республики СССР, страны Азии, Африки, Латинской Америки) и тематики выполненных исследований. Выявлены основные направления исследований и наиболее продуктивные руководители диссертационных работ. Показана связь защищённых в совете диссертаций с направлениями научных исследований вуза и формированием научных школ в библиотечно-информационной науке. Сделан акцент на анализе диссертационных исследований, защищённых в совете в последние годы. Рассмотрены причины сокращения числа защит и изменения тематики диссертационных работ.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)