Этическое регулирование работы студентов с информацией: сравнительный анализ практики вузов России и США
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-11-75-92
Аннотация
Изложены результаты сравнительного исследования комплекса документов, репрезентирующих процесс поддержки ценностей академической этики в работе студентов с информацией. Эмпирическая база исследования – данные, полученные в ходе анализа текстов 24 этических кодексов российских вузов и документации Совета чести Гарвардского университета. Изучены размещённые на официальных сайтах российских вузов документы, содержащие информацию о практике этического регулирования в сфере работы студентов с информацией. Проанализированы процедурные вопросы деятельности Совета чести Гарвардского университета, изучена статистика рассмотренных в нём нарушений академической честности. Сделан вывод о том, что российские вузы находятся на начальном этапе внедрения полноценной системы этического регулирования деятельности вузовского сообщества и их инициативы по утверждению этических кодексов имеют в основном декларативный характер. На основе изучения документированной практики Совета чести Гарвардского университета показано, как действует хорошо разработанный механизм этического регулирования, который обеспечивает эффективный контроль за соблюдением принципов академической добросовестности. постулируемых в «Кодексе чести» Гарварда. Сделан вывод о высокой степени влияния «Кодексов чести» на университетское сообщество США.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. ЕременкоРоссия
Еременко Татьяна Вадимовна, доктор пед. наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления и политических технологий Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, почётный работник высшего профессионального образования РФ
Список литературы
1. О противодействии коррупции. Ст. 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции [Электронный ресурс] : Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 30 окт. 2018 г.). – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/ (дата обращения: 27.06.2019).
2. Проект кодекса профессиональной этики образовательного сообщества [Электронный ресурс] : постановление Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. № 3. – Режим доступа: http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/8.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
3. О направлении материалов (вместе с «Рекомендациями по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом») [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 06.02.2014 № 09-148. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-06022014-n-09-148/ (дата обращения: 27.06.2019).
4. Этический кодекс обучающихся медицине и фармации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chelsma.ru/files/misc/kodeks.pdf (дата обращения 27.06.2019).
5. Любимов Л. Л. Угасание образовательного этоса [Электронный ресурс] // Вопр. образования. – 2009. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ugasanie-obrazovatelnogoetosa (дата обращения: 27.06.2019).
6. Constitution [Электронный ресурс] / Princeton University Honor Committee. – URL: https://honor.princeton.edu/constitution (дата обращения: 27.06.2019).
7. Система академической поддержки студентов ВШБ МГУ [Электронный ресурс] / Высш. шк. бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://mgubs.ru/academic/ (дата обращения: 27.06.2019).
8. Регламент обучения на программе «Бакалавр» [Электронный ресурс] / Высш. шк. бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://old.mgubs.ru/images/Image/Reglament_BA%20NEW(1).pdf (дата обращения: 27.06.2019).
9. Программа государственной итоговой аттестации по образовательной программе бакалавриата по направлению 38.03.02 «Менеджмент». 2018–2019 учебный год [Электронный ресурс] / Высш. шк. бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://mgubs.ru/wp-content/uploads/2019/02/progGIAba2018-2019.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
10. Правила внутреннего распорядка обучающихся Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Приложение 2. Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в учебных работах в НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/187025700.html (дата обращения: 27.06.2019).
11. Порядок применения дисциплинарных взысканий при нарушениях академических норм в написании письменных учебных работ обучающимися [Электронный ресурс] : прил. 6 к приказу № 455-ОД от 24.09.2014 / Саратов. гос. аграр. ун-т им. Н. И. Вавилова. – Саратов, 2014. – Режим доступа: http://www.sgau.ru/files/pages/616/14117271940.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
12. The Honor Code [Электронный ресурс] / Harvard University. – URL: https://honor.fas.harvard.edu/honor-code (дата обращения: 27.06.2019).
13. Harvard College. The Honor Code [Электронный ресурс]. – URL: https://mhonor.fas.harvard.edu/ (дата обращения: 27.06.2019).
14. Harvard College Honor Council. [Электронный ресурс]. – URL: https://honorcouncil.fas.harvard.edu/ (дата обращения: 27.06.2019).
15. Harvard College Honor Council. Procedures of the Honor Council of Harvard College [Электронный ресурс]. – URL: https://honorcouncil.fas.harvard.edu/files/honorcouncil/files/honor_council_procedures.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
16. Process Flowchart [Электронный ресурс] / Harvard College Honor Council. – URL: https://honorcouncil.fas.harvard.edu/process-flowchart (дата обращения: 27.06.2019).
17. Possible Responses [Электронный ресурс] / Harvard College Honor Council. – URL: https://honorcouncil.fas.harvard.edu/possible-responses (дата обращения: 27.06.2019).
18. Harvard College Honor Council Annual Report 2016–2017 [Электронный ресурс] / Office of Academic Integrity and Student Conduct. – URL: https://honorcouncil.fas.harvard.edu/files/honorcouncil/files/final_2016-2017_honor_council_annual_report_09.28.2017.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
19. 2018–19 Harvard College Handbook for Students [Электронный ресурс]. – URL: https://projects.iq.harvard.edu/files/studenthandbookpdf/files/2018-2019-college-student-handbook_ 05.23.2019.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Еременко Т.В. Этическое регулирование работы студентов с информацией: сравнительный анализ практики вузов России и США. Научные и технические библиотеки. 2019;(11):75-92. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-11-75-92
For citation:
Eremenko T. Ethical regulation of students’ using information: The comparative case study of Russian and US universities. Scientific and Technical Libraries. 2019;(11):75-92. (In Russ.) https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-11-75-92