Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 3 (2018)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-3

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

5-15 37
Аннотация
Обоснованы новые подходы к организации информационного обеспечения инновационной деятельности и научно-технического развития на базе библиотеки. Проанализирован опыт Британской библиотеки и функционирующего в её структуре Лондонского центра интеллектуальной собственности и поддержки бизнеса. Рассмотрены перспективы адаптации этого опыта для региональной информационной инфраструктуры России. Представлены новые подходы в региональном библиотековедении, позволяющие реализовать идеи управления знаниями и инновациями. Предложен проект сетевого взаимодействия между Федеральным институтом промышленной собственности и областными универсальными научными библиотеками. Поставлена задача активизировать деятельность региональных библиотек, связанную с реализацией идеи «обучающийся регион». Отмечено, что предоставляемый библиотеками доступ к готовым аналитическим продуктам, которые создаёт ФИПС как головной центр информационной инфраструктуры интеллектуальной собственности, позволяет учёным, разработчикам, предпринимателям, проживающим и работающим в регионе, получить инструменты информационного сопровождения региональной промышленности и бизнеса, в частности - оценки целесообразности продвижения инноваций. Можно говорить о создании открытого регионального информационного пространства и механизмов содействия реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации на российском и международном уровнях.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

16-23 45
Аннотация
На основе изучения исследований различных аналитических компаний представлены обобщённые данные о популярности социальных сетей (Facebook, Instagram, ВКонтакте, Twitter и др.) в России и мире, о степени активности пользователей в них. Подчёркнуто, что социальные аккаунты библиотек нуждаются в управлении, которое базируется на анализе различных данных, получаемых с помощью экспертной оценки, опросов, маркетинговых исследований, инструментов веб-аналитики. Отмечено, что такие инструменты позволяют объективно и по разным параметрам проанализировать эффективность работы библиотечных SMM-менеджеров, изучить поведение пользователей и их предпочтения, выявить и устранить технические ошибки, определить стратегические направления развития в веб-среде. Выявлены современные веб-инструменты оценки социальных сетей и опробованы на аккаунтах библиотек. Предложено использовать различные веб-инструменты для получения детальной статистики, изучения контента, проведения сравнительных анализов аккаунтов библиотек и портретов пользователей, выявления проблем, улучшения присутствия библиотеки в сети и др. Результаты применения различных инструментов оценки деятельности в веб-пространстве демонстрируют важность и необходимость их использования при анализе эффективности деятельности библиотеки в социальных сетях.
24-32 37
Аннотация
Представлены методы поисковой оптимизации, применимые для библиотечного сайта, и опыт использования технологии внутренней SEO-оптимизации для сайта ГПНТБ СО РАН с целью повышения востребованности ресурсов. Отмечено, что основное внимание уделялось написанию текстов для сайта (разработан «Регламент предоставления информации для размещения на сайте ГПНТБ СО РАН»). В ходе анализа текущей поисковой оптимизации сайта ГПНТБ СО РАН были выявлены и исправлены ошибки на сайте. Подчёркнуто, что после начала оптимизации сайта отмечен постепенный рост числа посетителей через поисковые системы. Это свидетельствует о том, что поисковое продвижение направлено на долгосрочную перспективу и не даёт мгновенный эффект. При создании новой версии сайта ГПНТБ СО РАН процесс его оптимизации будет проходить на этапе проектирования с учётом накопленного опыта, что значительно облегчит эту задачу и поможет избежать проблем неудачного ранжирования поисковыми системами. В статье показана возможность использования технологий SEO применительно к сайтам российских библиотек для продвижения библиотечных ресурсов и привлечения пользователей. Сделан вывод: применение технологий SEO-оптимизации повышает рейтинг сайта и увеличивает число его пользователей.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

33-43 22
Аннотация
В статье отмечено, что к началу 2018 г. в сфере высших учебных заведений Российской Федерации (более 500 государственных вузов) сформировалось три кластера университетов: федеральные государственные университеты (ФГУ), национальные исследовательские университеты (НИУ) и опорные вузы России (ОВР). Проанализирована (на начало 2018 г.) научная деятельность 33 ОВР с использованием ряда наукометрических показателей (индексов Хирша, публикуемости, цитируемости и др.). Оценка проведена на основе количественного состава профессорско-преподавательского состава вузов, а также сведений о публикациях и цитируемости организаций России, представленных в базах данных системы РИНЦ. По итогам исследования составлен рейтинговый реестр ОВР, определены лидеры среди них, а также вузы, итоги научной деятельности которых отличаются высокой востребованностью. Отмечено, что количество лидеров среди ОВР составляет около трети от их числа, в то время как число лидеров среди всех ФГУ и НИУ составляет примерно половину от общего объёма соответствующего кластера. Проведён сравнительный анализ максимальных значений показателей научной деятельности для лидеров всех трёх кластеров. Выявлены ОВР, в которых целесообразно активизировать работу над повышением наукометрических показателей, характеризующих результативность научной деятельности. Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, номер заявки 18-07-00036 (тип заявки «а»).

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

44-61 30
Аннотация
В статье подробно охарактеризован вклад в становление и развитие автоматизации отечественных библиотек С. А. Сбитнева - известного в библиотечно-информационной среде России и стран ближнего зарубежья учёного, основателя библиотечного факультета Кемеровского государственного института культуры, заслуженного работника культуры РСФСР. Рассмотрены этапы и важнейшие результаты его научной и педагогической деятельности. Подчёркнуто, что именно С. А. Сбитнев впервые в СССР организовал подготовку библиотекарей-библиографов нового типа с квалификацией «Технолог автоматизированных библиотечных систем». Представлены: направления реализации научных идей С. А. Сбитнева в условиях современного информационного общества; эволюция подходов к разработке информационного обеспечения АБИС с учётом достижений в области создания электронных информационных ресурсов. Новизна и разносторонность научных изысканий С. А. Сбитнева в 1980-1990-е гг. отражена в сведениях, представленных в табличной форме. Охарактеризован вклад учеников С. А. Сбитнева в развитие теории лингвистического обеспечения библиотечно-информационных технологий. Раскрыты обозначенные учёным направления научных исследований и разработок, реализуемые в настоящее время его учениками. Отражены достижения в области формирования информационной культуры личности как научного направления и сферы практической деятельности.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

62-70 60
Аннотация
Представлена информация о модели BIBFRAME, истоках её возникновения, причинах заинтересованности российских каталогизаторов этим проектом Библиотеки Конгресса США. По мнению разработчиков, BIBFRAME является инициативой преобразования библиографических стандартов по описанию в модель связанных данных на более высоком уровне с целью сделать библиографическую информацию более полезной как внутри, так и вне библиотечного сообщества. Подробно проанализированы структура, основные компоненты которой - модель (организует информацию на трёх основных уровнях абстракции: произведение, воплощение, физическая единица), словарь, инструменты; состав, отличия BIBFRAME от MARC 21. Рассмотрены этапы разработки, пошаговая программа внедрения BIBFRAME. Дано сравнение инструментария BIBFRAME и RDA. Приведены мнения экспертов по поводу сущности BIBFRAME и перспектив внедрения модели в практику работы библиотек разных стран. Отмечено, что модель BIBFRAME является формальной точкой входа библиотечного сообщества в более крупную сеть данных, где связи между объектами имеют первостепенное значение. Подняты терминологические проблемы, связанные с BIBFRAME. Автор статьи выражает надежду на то, что в сфере форматов нам не придётся «догонять» международное библиотечное сообщество и мы тоже будем в Семантическом вебе.

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

71-80 40
Аннотация
Цель статьи - определить место языковой нормы в современных вербальных коммуникациях библиотеки. Актуальность этого исследования обусловлена кризисом вербальных коммуникаций в обществе (активное использование сленговых выражений, необоснованные заимствования иностранных слов, снижение языковой культуры, массовое использование как в деловом, так и в межличностном общении технических устройств). Сделан вывод о том, что востребованы такие навыки вербальной коммуникации, когда гармонично сочетаются все её компоненты, в том числе нормативный аспект культуры речи. Представлены результаты мониторинга, проведённого с целью выявить проблемы библиотечных вербальных коммуникаций. Определён уровень владения специалиста библиотечно-информационной сферы языковыми нормами современного русского языка: большинство респондентов обладает недостаточными знаниями, что отражается на их профессиональной деятельности. Проанализированы: орфоэпические ошибки, нарушения лексических, грамматических (словообразовательных, морфологических и синтаксических) и стилистических норм русского языка, соблюдение в письменной речи правил орфографии и пунктуации. Отмечено, что выявление лакун поможет определить наиболее проблемные сферы речевой культуры библиотекарей при разработке системы мер по повышению эффективности вербальных коммуникаций в профессиональной библиотечной среде, в том числе в рамках системы повышения квалификации.

НАША ИСТОРИЯ

81-95 34
Аннотация
2017 г. ознаменовался несколькими памятными датами: 100-летие советского библиотековедения, библиографоведения и книговедения; 155-летие со дня рождения выдающегося энциклопедиста-просветителя и основателя библиопсихологии Николая Александровича Рубакина (1862-1946) и 155-летие со дня рождения его единомышленника и сотоварища по научным интересам - полузабытого ныне книговеда и библиографа Николая Михайловича Сомова (1867-1951). На материалах доверительной переписки (архив Н. А. Рубакина, хранящейся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки) между Н. А. Рубакиным и Н. М. Сомовым раскрыта неблагоприятная политическая и научная обстановка в СССР в конце 1920-х-1930-х гг., которая пагубно сказалась на развитии книговедения, библиотековедения и библиографии и привела к свёртыванию разработки ряда перспективных направлений и искажению научных приоритетов. Представлено отношение этих книговедов к своим коллегам, стоявшим в тот период в авангарде советского книговедения. Сделан вывод: картина событий, происходивших в нашей профессиональной сфере в то время, была довольно унылой, но мы должны знать все стороны своей истории.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

96-104 26
Аннотация
Рецензия на монографию Инны Николаевны Дорониной (Доронина И. Н. Функциональное моделирование библиотечно-информационных образовательных систем : науч. изд. / И. Н. Доронина. - Москва : Пашков дом, 2016. - 190 с.). Подчёркнуто, что автор монографии аргументированно выбрала методологию и показала, как превратить учебно-методический комплекс в систему знаний студентов, заложенную в соответствующий направлению образования ФГОС высшего профессионального образования, который предусматривает приобретение студентами необходимых компетенций. Впервые разработана технология формирования учебно-методического комплекса для студентов гуманитарной сферы, базирующаяся на принципах, ранее применяемых для решения сложных задач при создании крупномасштабных систем в телефонной связи, промышленности, управлении. На примере внедрения функциональной модели компетентностно-ориентированного учебного кластера «Проектирование информационных систем» И. Н. Доронина показывает, как повышается качество профессиональной подготовки библиотечных кадров. В рецензии не только дана характеристика разделов монографии, но и прокомментирован материал с точки зрения его научного уровня, возможности и целесообразности применения. Отмечено, что для применения методологии функционального моделирования разработчикам учебно-методических комплексов необходимы определённые базовые знания, в том числе в области высшей математики и теории систем.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)