Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 7 (2018)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-7

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

3-15 33
Аннотация
Обоснована актуализация когнитивного подхода к библиотеке и библиографии в период трансформации информационного общества в когнитивное. Отражены некоторые современные направления российских и зарубежных исследований когнитивных аспектов деятельности научных библиотек. Определены структура когнитивной деятельности научной библиотеки, её цель, субъекты, объекты, процессы, средства и результаты. На основе понятия когнитивной деятельности впервые обосновано понятие когнитивной среды научной библиотеки как антропогенной части её информационного пространства, в которой взаимодействуют и самоорганизуются субъекты и объекты когнитивных процессов, поддерживаемых когнитивной инфраструктурой и связанных с поиском, обработкой, созданием и хранением знания. Определена структура когнитивной среды научной библиотеки: её составляющие предназначены для невербальной передачи скрытого знания; превращения нового неявного знания в явное, явного знания в скрытую форму; тиражирования созданных библиографических продуктов. По признаку когнитивных объектов выделены содержательная и инструментальная составляющие когнитивной среды. Показаны специфические особенности структурных составляющих. Уделено внимание императиву развития когнитивных коммуникаций библиотечного специалиста в создаваемой им когнитивной среде научной библиотеки, а также - его интеграции как когнитивного субъекта в информационно-технологичное интернет-пространство. Статья выполнена при поддержке Правительства РФ (Постановление № 211 от 16.03.2013 г.), соглашение № 02.A03.21.0011.
16-31 37
Аннотация
Рассмотрена проблема группировки библиотек; дана характеристика типологизации; проанализировано понятие «тип» как совокупность многообразных форм существования данного предмета. Отмечено, что типологизация (приведение к типу) должна способствовать отбору всех существующих форм типологизируемого предмета и выявлению сущности типа - устойчивого комплекса необходимых признаков типологизируемого предмета. Идеализированный конструкт библиотеки Ю. Н. Столярова трактуется как теоретический тип библиотеки, позволяющий отграничить предмет изучения библиотековедения от иных «библиотек». Теоретическому типу библиотеки соответствует единичное понятие (понятие-тип) «библиотека». Элементам-признакам, входящим в состав идеализированной конструкции «Библиотека Столярова», соответствуют родовые понятия. Возможностью различной группировки четырёх элементов этой мысленной конструкции объясняется существование нескольких реальных библиотечных форм - системных объектов с разной структурой. Выявлены две основные библиотечные формы (два подтипа), которые отличаются друг от друга структурно: библиотеки общественного и личного пользования. Типология библиотек определена как результат отбора всех форм, в которых могут существовать реальные библиотеки, в соответствии с их теоретическим типом - «Библиотекой Столярова» - идеальным конструктом из четырёх элементов.
32-42 39
Аннотация
В статье представлена типо-видовая классификация справок лексикографической направленности на основе предпринятого автором детального анализа архивов выполненных справок. Выполненная виртуальная справка лексикографической направленности - это результат совместной работы библиографов и лексикографов. Данный вид справки занимает особое место в справочно-библиографическом обслуживании пользователей. Основные информационные особенности рассмотренного вида справок - полифункциональность и видовое многообразие. Особое внимание в статье уделено подвидам справок лексикографической направленности, приведены их примеры. Освещены возможные лексикографо-библиографические виды работы, осуществляемые современной библиотекой в виртуальной среде для самообразования и самообслуживания читателей, активного использования лексикографических информационных ресурсов. Статья дополнена таблицей, отражающей типо-видовую классификацию выполненных виртуальных справок лексикографической направленности.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

43-59 79
Аннотация
Рассмотрены вызовы информационного общества и изменения в мире библиотек. Чтобы не оказаться «лишним звеном» в эпоху интернета, библиотекам предложено модернизировать цифровой контент, который они предоставляют пользователям. Обсуждены результаты изучения блока информации о коренных малочисленных народах на сайтах центральных библиотек субъектов Российской Федерации. Особое внимание уделено электронным путеводителям по интернет-ресурсам, которые в современных условиях должны стать для пользователей проводником не только в фонде отдельной библиотеки, но и в мире интернета. Приведена многоаспектная классификация электронных путеводителей, разрабатываемых библиотечно-информационными учреждениями. Выявлены типичные недостатки электронных путеводителей, создаваемых библиотеками: неполнота информации о составе контента, отсутствие оценки сервисных возможностей интернет-ресурса, а также рекомендаций по его использованию в определённых целях. Предложено взять за основу разработки электронных путеводителей по интернет-ресурсам интегрированную технологию создания электронных информационных ресурсов и дополнить её технологиями библиографической (информационно-аналитической) деятельности. Сделан вывод о необходимости создания специальной методики аннотирования интернет-ресурсов, учитывающей информационные потребности удалённых пользователей.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

60-83 39
Аннотация
Цель представленного в статье исследования - формирование релевантного инструментария расчёта и прогноза совокупного числа публикаций российских исследователей на основе данных двух глобальных систем научного цитирования - Web of Science и Scopus - с дедубликацией по Цифровым идентификаторам объекта, используемым в обеих системах. Определены задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели: выбор способа прогнозирования числа научных статей, индексируемых в Web of Science в рамках метода «прогнозирование назад»; разработка интегрального показателя расчёта числа публикаций на основе данных Web of Science и Scopus; расчёт и прогноз числа научных статей и публикаций по странам G7 и BRICS до 2021 г. с помощью разработанного наукометрического инструментария на основе данных Web of Science и Scopus. В статье предложен принципиально новый способ расчёта интегрального показателя числа публикаций по данным Web of Science и Scopus, исключающий дублирование при учёте публикаций. Статья содержит расчёт по странам G7 и BRICS совокупного числа научных статей и публикаций (по данным Web of Science и Scopus) за период с 2007 г. по 2016 г. и прогноз до 2021 г. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации «Мониторинг и анализ публикационной и патентной активности российской и мировой науки в целях обеспечения реализации государственной научно-технической политики» (проект № 28.12616.2018/12.1).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

84-95 45
Аннотация
Представлен обзор работы ежегодной научно-методической конференции «Непрерывное библиотечно-информационное образование», которая прошла на библиотечно-информационном факультете Санкт-Петербургского государственного института культуры в марте 2018 г. В работе конференции приняли участие преподаватели и студенты института, руководители библиотек, а также специалисты в сфере библиотечно-инфор­мационного образования ближнего и дальнего зарубежья. В 2018 г. Санкт-Петербургский государственный институт культуры отмечает столетний юбилей, поэтому центральной темой конференции была выбрана история формирования научно-педагогических школ факультета. В докладах участников было рассмотрено понятие «научно-педагогическая школа» и даны характеристики этого феномена. Представлены научно-педагогические школы основных выпускающих кафедр библиотечно-информационного факультета. Зарубежные коллеги в своих выступлениях осветили современное состояние библиотечно-информационного образования. Были представлены промежуточные результаты исследования ИФЛА, проведённого в 2017 г.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)