ДОКУМЕНТОЛОГИЯ. КНИГОВЕДЕНИЕ 
В статье раскрыты: объективная причина возникновения документологии наряду с документоведением и документалистикой, актуальность документологии и её практическая значимость для библиотековедения и библиографоведения. Обращено внимание на выдающуюся роль Поля Отле (фр. Paul Marie Ghislain Otlet; 1868–1944) в выдвижении и разработке теоретических основ общей теории документа. Отмечено, что основание поднять документологию на уровень философской дисциплины дал Карл Поппер (Karl Raimund Popper; 1902–1994), обосновавший концепцию существования трёх миров, одним из которых является «мир логического содержания книг, библиотек, компьютерной памяти и тому подобного».
Рассмотрены этапы развития документологии: первый – конец XIX – первая половина XX в., второй – 1950–1960-е гг., когда в СССР она становится известной как документалистика. Параллельно – с начала 1960-х гг. – развивается документоведение, изучающее способы, отдельные акты и системы документаризации и создания в результате этого документов, их комплексов и систем (третий этап). Документоведение противоречиво: оно претендует на изучение документа и как такового, и только делопроизводственного, для которого на Западе существует собственный термин – «record».
Со второй половины 1980-х гг. начинается четвёртый этап развития общей теории документа. По инициативе Московского государственного института культуры в начале 1990-х гг. всеобщую теорию документа было предложено именовать документологией. Её ядро составляют: проблематика, связанная с понятийным аппаратом, функциональным анализом документов, изучением их характеристик; вопросы систематики документов, их параметров и свойств, в том числе как средства коммуникации и элемента документных фондов.
НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ 
В работе определены характеристики научной аудитории, заинтересованной в получении альтметрической информации. Чтобы выявить степень осведомлённости по этой теме, а также интереса к ней в научных кругах, был проведён онлайн-опрос, участниками которого стали 302 исследователя. Анализ ответов на вопросы об альтернативных метриках сопровождают данные об использовании респондентами традиционной наукометрической информации. Установлено, что при высокой степени интереса к традиционным наукометрическим показателям (91,4% опрошенных) альтернативные метрики остаются вне поля зрения большинства учёных: альтметрическую информацию используют всего 6,6% из них, остальные либо не знакомы с альтметриками, либо не используют их. Интерес к подобной информации проявили более половины респондентов: 11,9% считают её необходимой, 43% хотели бы узнать о ней больше. Обнаружена корреляция между академическим статусом и осведомлённостью об альтметриках или интересом к ним: кандидаты наук и соискатели этой учёной степени более заинтересованы в альтметрической информации, чем доктора наук. Связь между осведомлённостью об альтметриках и интересом к ним с местом работы учёного незначительна. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования информационного сопровождения учёных. Модель исследования может быть применена на других группах библиотечных пользователей.
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 
Приведены результаты исследования стратегий развития национальных библиотек (НБ) СНГ в соответствии с национальной спецификой инновационной деятельности. Цель работы – прогнозировать современную инновационную деятельность НБ СНГ для углубления сотрудничества в рамках Со-дружества. Анализ проведён на большом эмпирическом материале, основан-ном на экспертных оценках, справочных документах, публикациях в печати, отчётах и сайтах библиотек. Использованы социологические и статистические методы, сравнительный анализ. Основная проблема – различный уровень цифровизации в НБ СНГ. Анализ эмпирических данных выявил основные тенденции: главными выступают проекты, направленные на предоставление удалённого доступа к максимально полному объёму фондов документов стран-участниц СНГ. Представленные в статье современные данные – это преимущественно технологические инновации. Основными для всех НБ СНГ являются программы создания электронных библиотек, в том числе национальных электронных библиотек; проекты международного академического движения «Open Access», а также структурные преобразования (создание виртуальных читальных залов, залов электронных ресурсов, музеев книги и т.п.) и образовательные проекты. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий способствует стабилизации общего библиотечно-информационного пространства стран СНГ, а инновационная деятельность – формированию общих планов и проектов развития НБ СНГ.
Рассмотрены выработанные авторами этапы модернизации библиотеки творческого вуза: предварительный анализ нормативных документов и ресурсной базы Научной библиотеки Кемеровского государственного института культуры; разработка планов пополнения фонда книжными и информационными ресурсами, актуализация набора услуг библиотеки и модернизация её материально-технической базы; создание проекта зонирования библиотеки. Представлены рекомендации по улучшению качества библиотечно-информационного обслуживания в условиях дистанционного образования и модернизации материально-технического обеспечения библиотеки на основе фор-сайт-технологии и социологического опроса обучающихся и научно-педагогических сотрудников вуза. Выявлены потребности студентов и преподавателей в дополнительных услугах, электронном обслуживании в социальных сетях. Результаты исследования подтвердили тезис о необходимости оптимизации и модернизации номенклатуры услуг библиотеки. Для студентов библиотека становится местом не только информационного обеспечения, но и общения, индивидуальной и коллективной работы, а также отдыха. Установлено, что развитие услуг требует модернизации материально-технической базы, для чего подготовлены сметы на закупку соответствующего оборудования. Реализация этапа по созданию проекта зонирования библиотеки обеспечена конкурсом дизайн-проектов среди студентов.
Цель представленного в статье исследования – выявить отличия практик чтения на разных образовательных ступенях и место библиотек в этих практиках. Практики чтения определяются не только новой технологической (цифровой) средой, но и институционально-организационным контекстом и социальными отношениями в образовательной среде. Исследование реализовано в стратегии case study на примере образовательных учреждений Новосибирского научного центра (Новосибирского государственного университета и Специализированного учебно-научного центра при университете). Методы сбора данных: структурированные интервью, анкетные опросы, дополненные статистической отчётностью ГПНТБ СО РАН. Большинство старшеклассников посещает библиотеку для получения обязательных учебников либо по рекомендации преподавателя. Университетская библиотека слабее включена в процесс обучения, студенты прибегают к её помощи эпизодически (поиск редких изданий), в случае отсутствия альтернативных вариантов. В качестве источника электронных документов и места поиска текстов библиотека также не является частью читательских практик; из-за необходимости вникать в особенности каждой базы и процедуры доступа студенты выбирают не их, а поисковые интернет-ресурсы. Библиотека, на взгляд студентов, нуждается в модернизации в сторону меньшей формализации и дисциплинарной строгости, большего комфорта, полифункциональности пространства читальных залов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ 
Обоснована необходимость изучения и распространения практики библиотек мира в области веб-архивирования в целях долгосрочного сохранения информации и обеспечения её доступности в будущем. Выявлены современные технологии, используемые в веб-архивировании, а также проблемы, связанные с динамичной природой сайтов, ошибками, сложностью контента для сохранения и др. Рассмотрены примеры активно развивающихся веб-архивов библиотек мира (технологии отбора, поиска, описания, условия доступа и др.). Результаты исследования показывают, что веб-архивы отбираются для дополнения существующих цифровых коллекций библиотек по актуальным проблемам, например, по коронавирусной болезни (COVID-19), либо в интересах определённой группы пользователей. В целях сохранения культурного наследия национальные библиотеки чаще сосредоточены на сборе сайтов по доменам, отражающих принадлежность к тому или иному государству. Университетские библиотеки концентрируются на сборе веб-архивов, которые служат исследовательским или образовательным потребностям пользователей конкретного учреждения, а публичные библиотеки – на ресурсах, отражающих жизнь местного сообщества. Рассмотренный опыт может быть распространён среди других библиотек мира для развития цифровых коллекций.
Блокчейн, обладая такими техническими особенностями, как децентрализация хранения и тесно связанная с ней неизменяемость внесённых данных, устойчивость к хакерским атакам, сохранение истории транзакций и полная их прозрачность, становится привлекательной площадкой не только для создания криптовалют и осуществления экономических сделок. В статье про-иллюстрирован международный опыт применения технологии в разных аспектах работы институтов социальной памяти, перечислены конкретные программы, построенные на основе блокчейна. Приведены примеры решения проблем: учёта и страхования произведений искусства, вопросов авторского права, не-законного копирования, хранения цифровых копий и оригинальных объектов, созданных в цифровой среде, ресурсной интеграции с использованием основных возможностей распределенной базы данных. Даны оценка возможности применения технологии в России и перспективы её практической реализации; отмечена необходимость проработки нормативной базы для определения основного функционала и правовой ответственности блокчейн-процессов. Рассмотрена возможность применения в рамках построения единого электронного пространства знаний как интегративной модели электронных ресурсов музеев, архивов и библиотек.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ 
Приведена декомпозиция задачи перехода от одной автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС) к другой. Определены модели внедрения АБИС в зависимости от текущего состояния автоматизации библиотеки: установка «с нуля»; установка с последующим переносом данных из одной АБИС в другую и параллельное использование одной БД не-сколькими АБИС. Выделены различные способы переноса данных БД АБИС: восстановление БД из бэкапа; перенос образа сервера; потабличный перенос данных SQL-запросами; экспорт-импорт библиографических и учётных записей в MARC-формате. Представлен опыт переноса данных БД АБИС филиалов вуза в автоматизированную интегрированную библиотечную систему «Мега-Про» на сервере библиотеки университета «Дубна». Приведён опросный лист для определения подходящего способа переноса данных, разработанный для специалистов библиотек филиалов университета, с рекомендациями по установке дополнительного программного обеспечения, проведению мероприятий резервного копирования и последовательности действий на период мероприятий по конвертации данных. Даны рекомендации по времени осуществления конвертации данных и перечень факторов, от которых зависят выбор применяемой модели переноса данных из одной АИБС в другую и количество потерянной информации при конвертации.
БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ 
Охарактеризованы особенности перехода высшего библиотечного образования на Украине от квалификационной модели подготовки кадров к компетентностной. Рассмотрена система трёхуровневой подготовки: «бакалавр – магистр – доктор философии» по новой интегрированной специальности «Информационное, библиотечное и архивное дело». Раскрыта методика реализации компетентностного подхода в ходе разработки и утверждения стандартов высшего образования по указанной специальности для первого (бакалаврского), второго (магистерского) и третьего (образовательно-научного) уровней высшего образования. Особое внимание уделено системному подходу к формированию перечня компетентностей. Представлен опыт разработки образовательно-научной программы подготовки докторов философии по новой специальности, ориентированной на сотрудничество с соискателями высшего образования и их будущими работодателями, формирование индивидуальной траектории развития профессиональных компетентностей соискателей учёной степени; учёт стартовых возможностей, научного и образовательного потенциала аспирантов, повышение их самомотивации. Обоснована необходимость менеджмента качества подготовки библиотечных кадров, который опирается на мониторинг и постоянный пересмотр содержания и структуры образовательных программ. Среди названных критериев: проектирование и цели образовательной программы, её структура и содержание; формы и методы обучения, его доступность; система контроля и оценивания результатов обучения; качество кадровых ресурсов; комфортность образовательной среды и её материально-техническая база; система внутреннего обеспечения качества образования; прозрачность и публичность функционирования образовательной программы.
ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ 
Рец. на кн.: Сукиасян Э. Р. Библиотека. Книга. Читатель : избр. ст. 2005–2020 гг. / Э. Р. Сукиасян. − Санкт-Петербург : Профессия, 2020. − 480 с. Рецензент квалифицирует и рассматривает представленное издание как Альбом о Библиотечном Универсуме, т.е. о мире книжной культуры современной России. Автор сборника – авторитетный библиотековед, который искренно и откровенно делится с читателями раздумьями о культурологических и философско-мировоззренческих проблемах, мемуарными воспоминаниями, практическим опытом и публицистическими эмоциями. Статьи сборника объединяет принцип ноосферного гуманизма, свойственный профессиональному библиотечному сознанию, которое всегда было гуманистическим, бескорыстным и просветительским. Рецензия завершается анализом взаимосвязей Библиотечного Универсума и национальных целей развития России
Рецензия на подготовленный Готтфридом Кратцем научный сборник «Русские библиотеки в Германии» (Берлин : Петер Ланг, 2020. – 231 с. ; (Труды и библиографии по книжному и библиотечному делу. 17) – Gottfried Kratz. Russische Biblioteken in Deutschland. – Berlin : Peter Lang, 2020. – 231 s.; (Arbeiten und Bibliographen zum Buch – und Bibliothekswesen. 17).
В этот сборник, изданный на немецком языке, вошли статьи немецких и российских специалистов. В их работах освещена деятельность публичных, академических, военных, церковных библиотек с середины XIX в. до наших дней. В представленном отзыве основное внимание сосредоточено на статьях, соответствующих тематике журнала «Научные и технические библиотеки». Отмечено, что все статьи подготовлены на основе изучения большого количества архивных документов, что позволило ввести в научный оборот новые данные, расширяющие представление о немецко-русских библиотечных взаимосвязях обозначенного исторического периода. Сборник предназначен в первую очередь исследователям русского зарубежья, историкам книги и библиотечного дела.
УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ В 2020 Г 
ISSN 2686-8601 (Online)