Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 5 (2021)
Скачать выпуск PDF

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 

15-26 163
Аннотация

Современный инновационный менеджмент формирует и обеспечивает достижение любой организационной структурой стратегических целей за счёт рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Основная задача инновационного менеджмента в библиотеках – формирование системы управления, при которой осуществляются целенаправленный поиск вариантов, оформление, подготовка и реализация нововведений, увеличивающих и конкурентоспособность, и устойчивость самой библиотеки, что, в свою очередь, влияет на устойчивость всей сферы. Инновации в библиотечно-информационной сфере имеют свою специфику: относительная редкость радикальных и частота модернизирующих инноваций; постоянство, системность (так как изменение любого компонента неизбежно меняет всю систему библиотеки); необратимость. Для оценки значимости библиотечной инновации автор предлагает использовать следующие критерии (характеристики), которые коррелируют с мировой практикой подобной оценки: инновационная актуальность, финансовая результативность, культурная эффективность, социальная значимость, глобальная перспективность. Каждый критерий имеет свой вес, а экспертиза должна производиться по схеме, представленной в статье. Данная методология позволяет адекватно оценить деятельность библиотеки. Методика трижды апробирована силами экспертных команд, принявших участие во Всероссийских конкурсах библиотечных инноваций, инициированных Российской государственной библиотекой в 2013, 2015 и 2019 гг.

27-46 120
Аннотация

Участие в библиотерапевтических мероприятиях сегодня становится одной из перспективных форм работы, которую библиотекари могут предложить на рынке библиотечных услуг. Эффективность этой формы библиотечных услуг будет в значительной мере зависеть от уровня библиотерапевтических исследований. В статье изложена краткая история развития библиотерапии в России и за рубежом, рассмотрены подходы к классификации библиотерапии, к пониманию её как области деятельности на стыке медицины и библиотечного дела. Представлены наиболее важные этапы развития библиотерапии как научной дисциплины. На фоне исторической ретроспективы даны основные направления развития современной библиотерапии. История развития библиотерапии показывает, что библиотерапевтические исследования проводились в методологических рамках таких наук, как библиотековедение, культурология, психология, педагогика. Рассмотрены направления, в которых развивается библиотерапевтический процесс, и цели применения библиотерапии. Изучение и определение библиотерапевтического потенциала книги – одна из важных проблем, связанных с использованием чтения в психотерапевтических целях. Подчёркнуто, что эффективность библиотерапии определяется несколькими факторами: профессиональным качеством специалиста и качеством библиотерапевтического процесса предоставления услуг; они рассмотрены в тесном взаимодействии.

47-60 143
Аннотация

Рассмотрено несколько проектов, посвящённых подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Детально охарактеризованы виртуальные проекты: ТАСС – «Великая Отечественная война глазами советских журналистов. ТАСС представляет события 1945 года в фронтовых сводках и статьях газет того времени» (19 янв. – 16 мая 1945 г.); серия статей информационного агентства «Удмуртия» по газетам периода Великой Отечественной войны (30 янв. 1942 г. – 9 мая 1945 г.). Эти два проекта сравниваются с проектом Национальной библиотеки Беларуси «100 дней до Великой Победы. По страницам белорусских газет 1945 г.» (30 янв. – 9 мая 1945 г.) по цели создания, содержанию и масштабу отражаемой информации, источникам, структуре статей, хронологическому охвату, ходу реализации. Проекты раскрывают хронику дней накануне Победы, показывая героизм людей в тылу и на фронте, а также демонстрируют информационный потенциал газетных источников того времени. Кратко охарактеризованы: проект Гомельской областной универсальной библиотеки им. В. И. Ленина «Эхо Победы» (9 мая 1945 г. – 2020 г.) и совместный мультимедийный проект Белорусского телеграфного агентства и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны «Хроника Победы: память нужна живым…». Опыт создания этих проектов может быть полезен при разработке аналогичных виртуальных проектов или иных электронных информационных ресурсов.

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ. ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ 

61-72 138
Аннотация

Статья логически продолжает и развивает тематику ранее опубликованных статей Ю. Н. Столярова «Документология: причины появления, этапы развития» и «Исходные постулаты документологии – всеобщей теории документа». В этой статье автор обосновывает необходимость разработки библиотечного документоведения как имеющего собственный предмет, собственное определение документа, собственное особенное содержание. Предметом библиотечного документоведения выступают первичный и вторичный документы, технологический, сопроводительный документы и административный документ (Record). На основе технологических документов строятся все рабочие процессы библиотеки; административные документы обеспечивают её оптимальное функционирование. Административные документы в библиотеке, как и в другом юридическом лице, разделяются на большие подклассы: плановые, учётные, отчётные, кадровые, финансовые и т.п. Важнейшие среди них – управленческие документы, обеспечивающие весь процесс руководства учреждением. В отдельный подкласс выделяется сопроводительная – обязательная составная часть и фондовой, и технологической, и административной документации. Для того чтобы развести основополагающие понятия документа в библиотечной сфере, автор предлагает: принять их специфические определения для каждого документского процесса: Документ библиотечного фонда – профильная для данной библиотеки зафиксированная и/или фиксируемая информация. Под зафиксированной информацией имеется в виду диахронный, дискретный документ, под фиксируемой (непрерывно, с постоянным обновлением) – синхронный (существующий в момент воспроизведения), континуальный (имеющий только начало) документ, а под библиотечной документацией – понимать упорядоченное собрание служебных документов. Цель создания и назначение этих документов определяется спецификой тех или иных производственных библиотечных задач и функций. Автор призывает начать разработку ключевых положений и прежде всего терминов библиотечного документоведения.

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ 

73-98 88
Аннотация

Цель представленного во второй части статьи исследования – апробация методического подхода к оценке цитируемости научных статей российских журналов по естественным, сельскохозяйственным и гуманитарным наукам на основе данных Web of Science Core Collection. В основе метода – расчёт коэффициента цитирования, являющегося модификацией импакт-фактора и отражающего отношение числа цитирующих документов к числу научных статей в российских журналах. Апробация этого методического подхода проведена на научных статьях, опубликованных в российских журналах, индексируемых в Web of Science Core Collection, за период 2012–2018 гг. По её итогам были разработаны рекомендации для продвижения российских журналов в международные БД на основе данных Web of Science Core Collection с учётом специфики исследуемых направлений науки Организации экономического сотрудничества и развития. Общие рекомендации для российских журналов по данным направлениям науки сводятся к следующим: необходимо сократить долю мононациональных статей, тем самым увеличив долю статей с международной коллаборацией; увеличить долю статей зарубежных авторов. Исследование выполнено за счёт средств государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ «Организационно-техническое и научно-методическое сопровождение продвижения национальных журналов в международные базы научного цитирования и информационно-аналитическое обеспечение государственной подписки научных и образовательных организаций к международным информационным ресурсам в сфере науки».

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ 

99-108 95
Аннотация

Статья посвящена структурированию информации, гипертекстовому режиму как одному из способов эффективного освоения социальной коммуникации. Цель исследования – раскрытие теоретических и технологических основ гипертекстуализации библиотечно-информационной образовательной среды как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрены сущность, функции, структурные единицы гипертекста, его преимущества при социальной коммуникации. Обозначены особенности использования гипертекстовых технологий при обучении. Изложены принципы создания и восприятия гипертекстов через электронные учебно-методические комплексы, электронные учебники, электронные библиографические пособия как многофункциональные открытые подсистемы взаимосвязанных в содержательном и методическом отношении электронных учебных материалов по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Представлена характеристика деятельности профильной кафедры Белгородского государственного института искусств и культуры по разработке гипертекстового ресурса, обеспечивающего полноту, доступность и оперативность использования информационных образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности, что направлено на повышение производительности профессиональной деятельности педагога и самостоятельной деятельности обучающегося. Работа по созданию образовательных ресурсов рассматривается преподавателями кафедры как одна из возможностей учебнометодического обеспечения профессионального образования.

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 

109-128 119
Аннотация

Рассмотрена целостность книжной культуры с точки зрения диалектического единства «статичного» и «динамичного»: что обеспечивает интерес читателей и долгую жизнь печатной книги в историческом времени, а что является мобильной надстройкой, адаптирующей книжную культуру к изменениям времени, продлевая её жизнеспособность. Отмечено, что устойчивые статичные позиции в большей степени присущи субъекту-объекту и предметным категориям книжной культуры: человеку и книге/документу. Стабильность книжной культуры проявляется в её автономности и сохранении в меняющемся историческом и культурном ландшафте (гомеостаз, автопоэзис и самореференция). «Динамичное» книжной культуры воплощено в процессах организации, дезорганизации и самореорганизации. Обосновано, что интернет укрепляет фундаментальные основы печатной книги и печатного слова. Подчёркнуто, что в будущем функционал библиотек изменится: они будут работать офлайн и онлайн одновременно. Всё это повлияет на книжную культуру, породит её новые формы и содержание. Технологичная эпоха бросила вызов экосистеме человека. Происходящие глубинные процессы изменяют и книжную культуру. Но не стоит преувеличивать неукротимость этого процесса. Его можно анализировать, интерпретировать, а значит – и управлять им.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ 

129-144 90
Аннотация

В течение первых ста лет своего существования Американская библиотечная ассоциация – старейшая в мире организация подобного типа – внесла существенный вклад в развитие международного библиотечно-библиографического сотрудничества. В статье предпринята попытка представить обобщённую характеристику основных направлений международной деятельности ассоциации в рассматриваемый период (1876–1976 гг.). Выделены и охарактеризованы такие направления, как: участие в создании национальных библиотечных ассоциаций других стран; реализация проектов и программ в области международного обмена информацией; установление базовых демократических принципов работы библиотек; развитие систем корпоративной каталогизации; становление системы профессионального образования библиотекарей; создание первых периодических изданий о проблемах библиотечного дела. На основании фактов, выявленных в периодической печати, можно утверждать, что национальные библиотечные ассоциации – значимый инструмент развития библиотечного дела не только на национальном, но и на международном уровне. Американская библиотечная ассоциация сыграла ведущую роль в укреплении межбиблиотечных связей в исследуемый период, что подтверждает её значимость в становлении международного сотрудничества библиотек.

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ 

145-152 106
Аннотация

Рец. на кн.: Столяров Ю. Н. Возвращённый Рубакин / Ю. Н. Столяров ; Ассоциация школьных библиотекарей русского мира ; Отделение «Библиотековедение» Международной академии информатизации ; Российская государственная библиотека ; Научный центр исследования книжной культуры РАН ; Национальная библиотека Республики Саха (Якутия). – Москва : РШБА, 2019. – 416 с., ил. В отзыве подчёркнута значимость рассматриваемой книги, поскольку творчество Н. А. Рубакина – замечательного учёного и просветителя – до сих пор не было достаточно полно раскрыто. Книга подготовлена к 160-летию со дня его рождения. Кратко представлены структура книги и содержание каждой из пяти её глав: «Жизненный путь», «Чужой среди своих», «Круг творческих интересов Н. А. Рубакина», «Библиопсихологические портреты», «Творец интегральной философии». Ю. Н. Столяров характеризует Н. А. Рубакина как популяризатора науки, специалиста по самообразованию и руководству чтением (в том числе детским), библиографа, библиотекаря и особо – как разработчика теории библиопсихологии. В каждой из перечисленных областей знания автор рассматривает основные произведения Н. А. Рубакина, например: «Где тайна успеха библиотечной работы», «Что такое библиологическая психология», «Психология читателя и книги», «Значение книги», «К методологии книжного дела», «Книжный рынок в советской России и его психология»; особо отмечает один из главных трудов Н. А. Рубакина – библиографический указатель «Среди книг». В рецензии обращено внимание на подстрочные примечания Ю. Н. Столярова, которые дополняют текст книги, расширяют знания читателя, а также на её оформление.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)