Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 6 (2025)
Скачать выпуск PDF

НАУКОМЕТРИЯ. БИБЛИОМЕТРИЯ

13-39 52
Аннотация

   Представлено двухэтапное исследование, посвящённое изучению публикационной активности, связанной с использованием термина «научное наследие» в научной литературе. Первая часть акцентируется на теоретическом осмыслении концепта научного наследия как ключевого элемента преемственности в науке, а также на комплексном библиометрическом анализе публикаций, содержащих этот термин, в журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ. Применённая методика включает анализ метаданных публикаций с использованием библиометрических методов и обработку данных статистическими средствами. В ходе исследования выявлены исторические этапы публикационной активности, основные семантические контексты использования термина «научное наследие», а также проведён анализ гендерной представленности среди авторов и персоналий, чьё научное наследие является объектом изучения в материалах выборки. Обнаружено, что большинство публикаций фокусируется на персонализированном научном наследии, отражая вклад выдающихся учёных, в то время как систематическое изучение научного наследия как самостоятельного феномена остаётся недостаточно развитым. Тематический анализ показал, что интерес к исследованию научного наследия в таких областях, как история, государство и право, а также педагогика, растёт. Одновременно выявлены значительные пробелы в освещении научного наследия женщин-учёных, а также в изучении этого феномена в ряде дисциплин, включая информатику, психологию и биологию. В выводах подчёркнута необходимость стратегических инициатив для популяризации, сохранения и увеличения доступности научного наследия в условиях современных вызовов, а также углубления междисциплинарных подходов к его исследованию и преодоления гендерных и тематических дисбалансов в данном научном поле.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

40-55 50
Аннотация

   Модель коммуникативного цикла Роберта Дарнтона, изначально разработанная для анализа практик книгоиздания в период с 1500 по 1800 гг., на протяжении долгого времени была ключевым инструментом для значительного числа историко-книжных и медиаисследований, позволяя комплексно изучать взаимодействие авторов, издателей, книготорговцев и читателей в историческом контексте. Однако с наступлением цифровой эпохи, характеризующейся массовой цифровизацией, появлением онлайн-платформ, самоиздания и социальных медиа, традиционная структура ролей и функций в книжной коммуникации подверглась радикальной трансформации. В цифровом пространстве читатели могут напрямую взаимодействовать с авторами, формируя востребованность текстов ещё до их официальной публикации, а платформы и алгоритмы всё чаще берут на себя функции посредников, влияя на продвижение и доступность контента. Это приводит к дезинтермедиации классической цепочки взаимодействия и появлению новых агентов, предлагающих набор сервисов для авторов и читателей. В статье обсуждаются основные вызовы и изменения, которые вносит цифровая эпоха в модель Дарнтона, демонстрируются новые роли, которые играют платформы, социальные медиа и алгоритмы. На основе этого автор рассматривает различные варианты адаптации модели Дарнтона к новым реалиям, подчёркивая её эвристическую ценность для междисциплинарных исследований и формулируя перспективы дальнейшего развития в условиях стремительно меняющегося медиаландшафта. Несмотря на радикальную перестройку ролей, модель Дарнтона сохраняет методологическую значимость и служит важным ориентиром в исследовании современной книжной коммуникации.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

56-75 40
Аннотация

   В статье поднимаются проблемы социального партнёрства вузов культуры и школьных библиотек. Авторы, рассмотрев основные работы по теме, указывают на её значимость и недостаточное количество исследований в данной области. На примере кафедры библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры раскрываются траектории взаимодействия с библиотеками средних образовательных школ (СОШ) региона. Анализируется кадровый состав школьных библиотек Бурятии, выявляются сложности в его формировании. Изучается совместная работа вуза с различными партнёрами, в частности Институтами развития образования региона. Характеризуются основные направления взаимодействия со школьными библиотеками Бурятии и Иркутской области в плане подготовки кадров, организации совместных образовательных и научных мероприятий. Особое внимание уделяется описанию процедуры аттестации педагогов-библиотекарей на установление квалификационной категории, содержательной характеристике представляемых ими информационных карт, трудностей, связанных с их заполнением. Обозначаются проблемные точки в развитии социального партнёрства кафедры и библиотек СОШ. Авторы приходят к выводу, что в социальном партнёрстве кафедрой библиотечно-информационных ресурсов (БИР) Восточно-Сибирского государственного института культуры (ВСГИК) реализуются разнообразные формы взаимодействия, среди которых: обмен опытом, реализация совместных проектов и исследований, повышение качества образования.

ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССИОНАЛАМИ БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННОЙ И КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЙ СФЕР

76-94 32
Аннотация

   24 сентября 2024 г. было записано видеоинтервью доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, научного руководителя Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ России), главного редактора журнала «Научные и технические библиотеки» Якова Леонидовича Шрайберга. Интервью провёл советник директора Университета Банка России Виктор Викторович Астанин, доктор юридических наук, профессор, автор и преподаватель программы обучающего курса университета «Научная публикация: подготовка и издание».

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ. КНИГОВЕДЕНИЕ

95-122 50
Аннотация

   Учебные и научные издания входят в число самых востребованных изданий российского книжного рынка, занимая его крупную долю. При этом вузовская книга неизвестна читателю и не доходит до широкого потребителя, несмотря на спрос в научном сообществе. Для оценки востребованности учебной и научной литературы в статье проанализированы статистические данные Российской книжной палаты за 2021–2024 гг. Книги, выпускаемые вузовскими издательствами, являются весомой частью этого сегмента книжного рынка. Согласно проведённым авторами статьи опросам (2020, 2024 гг.), продукция и услуги вузовских издательств не знакомы студентам и сотрудникам университета, что является существенной проблемой коммерциализации деятельности: вузовские издательства, чья продукция потенциально интересна читателям, теряют свою аудиторию из-за неизвестности и малотиражности выпускаемых книг. Для разрешения создавшейся ситуации необходимо повышать узнаваемость вузовской продукции и самих издательств. С этой целью были определены особенности продвижения вузовских издательств как игроков книжного рынка, проанализированы внутренние и внешние атрибуты бренда издательства. На примере издательства Уральского федерального университета показано применение инструментов брендирования.

ЛЕГЕНДЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОФЕССИИ

123-134 40
Аннотация

   Статья посвящена выдающемуся отечественному библиотековеду Ю. Н. Столярову. Особое внимание уделено его участию в сохранении традиционных библиотечных ценностей. Показана его роль в сохранении Кабинета библиотековедения Российской государственной библиотеки. Основное содержание статьи посвящено вкладу Столярова в борьбу против объединения Российской государственной библиотеки (РГБ) и Российской национальной библиотеки (РНБ). Обозначен его вклад в подготовку письма ведущих учёных-библиотековедов президенту В. В. Путину, в котором были изложены возражения против объединения национальных библиотек. Наряду с этим показана роль Юрия Николаевича в подготовке резолюции круглого стола, организованного информационным агентством «Регнум», который был посвящён проблеме объединения РГБ и РНБ. Основной акцент сделан на гражданской позиции выдающегося учёного в отстаивании интересов отечественных библиотек.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)
ISSN 2686-8601 (Online)