Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 4 (2018)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-4

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

5-13 20
Аннотация
В статье рассмотрены работы, проведённые ГПНТБ России в области открытого доступа и открытых архивов. В рамках этих работ подготовлена принципиально новая система онлайнового доступа к ресурсам ГПНТБ России. Представлены подходы к созданию единой точки доступа к разнородным информационным ресурсам и методам их интеграции в единой поисковой системе с учётом российского и зарубежного опыта. Особое внимание уделено новым возможностям для читателей библиотеки (в том числе - использование личного кабинета системы), касающимся заказа изданий в разных по технологии ведения базах данных и электронных каталогах, а также выбора места выдачи заказа в территориально распределённой сети отделений ГПНТБ России. Подчёркнуто, что цель всех этих работ - предоставить пользователю библиотеки максимально соответствующие его информационным потребностям инструменты информационного поиска и получения необходимых ему изданий, для чего также разработаны и проходят опытную эксплуатацию специальные мобильные приложения для ОС Android и iOS. Обозначены планы развития системы, в том числе интеграция с ресурсами Национальной электронной библиотеки, Научного архива и другими крупными федеральными информационными системами разного уровня. Статья подготовлена в рамках Государственного задания ГПНТБ России на 2017 г.
14-22 16
Аннотация
Рассмотрена роль вузовской библиотеки, связанная с созданием и поддержанием функционирования открытого архива научной библиотеки вуза. Отмечено, что создание открытого архива востребовано научным сообществом, так как все хранящиеся в нём материалы являются бесплатными. Открытый архив, сформированный по дисциплинарному или междисциплинарному признаку, может стать основой для создания неформального объединения (коллаборации, консорциума и т.д.) вокруг научной школы или исследовательского центра (факультета, института, вуза, научной организации). Проанализирован такой важный аспект деятельности открытого архива, как расширение функционала и возможностей для сбора наукометрических индикаторов. Этот функционал является альтернативным источником данных для систематических и адекватных измерений результатов научной деятельности организаций и индивидуальных исследователей. Рассмотрена деятельность библиотекаря, связанная с поиском и подготовкой наукометрических индикаторов, используемых для оценки научной деятельности. Подчёркнуто, что открытые архивы, институциональные репозитории, электронные библиотеки могут предоставлять как традиционные индикаторы наукометрии (импакт-фактор, индекс Хирша и т.д.), так и альтернативные (веб-показатели публикаций). Сбор, аккумулирование, интерпретация и подготовка наукометрических данных создают новые и развивают традиционные роли библиотекаря.

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

23-32 23
Аннотация
Освещена деятельность Научной библиотеки Сибирского федерального университета, образованного путём объединения четырёх государственных вузов Красноярска: университета, технического университета, университета цветных металлов и золота, архитектурно-строительной академии. Изложены история образования НБ СФУ, основные этапы её становления, ключевые сферы деятельности и перспективные направления развития. Охарактеризованы: фонд НБ СФУ, в состав которого вошли библиотеки перечисленных вузов, а также Красноярского государственного торгово-экономического института, позднее влившегося в СФУ; контингент пользователей и направления их обслуживания. Представлены инновационные проекты НБ СФУ, среди которых - «Электронная библиотека Сибирского федерального университета - информационно-образовательная инфраструктура инновационного вуза», ставший победителем первого Всероссийского конкурса библиотечных инноваций, что вывело НБ СФУ в число лучших вузовских библиотек России, а также проекты «Смарт-библиотека» и «Служба поддержки публикационной активности». Отмечено, что НБ СФУ возглавляет Секцию библиотек вузов Российской библиотечной ассоциации, является членом Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» и других объединений; участвует в профессиональных конкурсах, поддерживаемых Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским фондом фундаментальных исследований, что способствует постоянной актуализации и оптимизации деятельности библиотеки.
33-39 13
Аннотация
Освещена история становления библиотеки Белорусско-Российского университета, который создан в соответствии с Соглашением между правительствами Республики Беларусь и Российской Федерации (подписано 19 янв. 2001 г. в Могилёве) на базе Могилёвского государственного технического университета. Представлены задачи библиотеки, обусловленные открытием в вузе обучения по новым специальностям. Отмечено, что библиотека обеспечивает потребности учебного процесса по 16 специальностям белорусских образовательных стандартов и по семи - российских образовательных стандартов. Раскрыты: финансирование комплектования фонда; доставка литературы из издательств Белоруссии и России; создание репозитария «Электронная библиотека Белорусско-Российского университета», баз данных электронного каталога, в числе которых «Труды сотрудников Белорусско-Российского университета», «Авторефераты. Диссертации», «Электронные документы»; издательская деятельность библиотеки (персональные библиографические указатели ведущих учёных университета). Подчёркнута деятельность библиотеки как руководящего центра регионального методического объединения библиотек. Сделан вывод: библиотека Белорусско-Российского университета играет важную роль в образовательном, научном и воспитательном процессах: приобщает студентов, преподавателей, учёных к культурному наследию и интеллектуальному потенциалу человечества, создаёт и предлагает современные информационные продукты и услуги.
40-52 14
Аннотация
Представлены результаты социологического исследования, проведённого в 2016 г. на базе библиотек высших учебных заведений зонального методического объединения Уральского региона. Цель исследования - изучение процесса документирования как решающего фактора при описании и обосновании технологических управленческих решений в рамках совершенствования деятельности вузовской библиотеки, уточнения форм и конкретизации содержания методической поддержки в документировании производственной деятельности библиотек вузов. Опыт документирования изучен в различных аспектах: организация работы с документами; осуществление процесса документирования деятельности; виды создаваемых документов; уровень владения различными методиками документирования; самооценка разработанных документов. Подчёркнуто, что подтвердилась выдвинутая в исследовании гипотеза: в разных библиотеках вузов Уральского региона неодинаковый уровень владения современным инструментарием документирования, что связано с различным пониманием необходимости его совершенствования. Выявлено три группы библиотек, отличающихся как различной степенью владения методиками и инструментарием, так и результатами документирования деятельности. В качестве выхода из сложившейся ситуации предложена организация внешней помощи библиотекам в форме развёрнутых методических консультаций и специализированного обучающего курса, поскольку с помощью отдельных мероприятий невозможно развить необходимые компетенции.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

53-59 16
Аннотация
Представлен анализ состояния нормативной базы радиочастотной идентификации (РЧИ) применительно к библиотечным технологиям. Освещены основные особенности и различия групп стандартов, выработанных двумя международными организациями - ИСО/МЭК СТК1 «Информационные технологии» и «EPCglobal». Отмечена интеграционная роль стандартизации в развитии РЧИ, что обеспечивает её доступность в различных областях, включая библиотечные технологии. Проанализирована перспектива дальнейшего развития технологии РЧИ в направлении создания глобальных систем учёта объектов в различных технологических процессах, к которым можно отнести и системы автоматизации библиотек, путём объединения существующих локальных систем на основе гармонизации стандартов, определяющих работу оборудования различных частотных диапазонов. Рассмотрены основные особенности стандартного подхода к использованию технологии РЧИ в библиотеках. Обсуждена перспектива создания «двухчастотных» библиотечных систем РЧИ, работающих с метками ВЧ- и СВЧ-типов, на базе существующих международных стандартов. Подчёркнуто, что сегодня появлению таких систем препятствует отсутствие на рынке оборудования с нужными характеристиками - меток и считывателей, а также нежелание производителей вкладывать средства в налаживание производства нового оборудования из-за отсутствия сформировавшегося рынка сбыта.
60-71 13
Аннотация
Раскрыто функциональное назначение модуля «Книгообеспеченность» (на базе АБИС «Руслан») в организации библиотечно-информационной поддержки учебного процесса в вузе (на примере Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I) согласно действующим образовательным стандартам и нормативным требованиям к комплектованию фонда учебной и учебно-методической литературой. Представлены преимущества использования автоматизированной картотеки книгообеспеченности в сравнении с её печатным вариантом, благодаря которым снижаются затраты рабочего времени, облегчается труд библиотекаря, возрастает оперативность получения информации, уменьшается вероятность ошибки при получении выходных форм отчётов. Охарактеризованы ресурсы модуля АРМ «Книгообеспеченность» для создания дополнительных отчётов с заданными характеристиками. Приведён перечень дополнительных форм отчётности, которые служат активным инструментом для мониторинга данных об обеспеченности учебного процесса в вузе. Сделан вывод: автоматизированная картотека книгообеспеченности - это важный и гибкий инструмент, предназначенный для наполнения, редактирования и предоставления сведений об обеспеченности учебной и учебно-методической литературой основных образовательных программ в вузе; в процессе обслуживания пользователей вузовской библиотеки эта картотека может выполнять функции справочного аппарата, так как содержит в своей структуре справочники, отражающие информацию об учебном процессе.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

72-83 14
Аннотация
Основу собрания Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБТ) СО РАН составляют тибетские и монгольские книги, собранные многими поколениями бурятских исследователей, краеведов, музейных работников. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 23 дек. 2016 г. № 2800-р, ИМБТ СО РАН является научной организацией, осуществляющей постоянное хранение документов Архивного фонда РФ, которые находятся в государственной собственности. Для сохранения и изучения этого богатейшего наследия в институте создан Центр восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК). В статье подробно рассмотрена специализированная база данных, в которой представлено научное описание корпуса медицинской литературы из коллекции тибетского фонда ЦВРК ИМБТ СО РАН. На основе выявленных информационных объектов созданы авторитетные записи (метаданные) следующих типов: «Лицо», «Произведение», «Место». Обработка раритетных изданий осуществлялась в соответствии со схемой описания, предложенной международным консорциумом Asian Classics Input Project. Созданная БД даёт полное представление о составе и жанровом разнообразии корпуса тибетской медицинской литературы в целом и может быть использована для разработки оффлайновых и онлайновых приложений в образовательных и исследовательских целях, в качестве основы специализированных электронных библиотек и баз знаний.

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

84-97 14
Аннотация
Рассмотрены функциональные задачи библиотек в эпоху цифровых технологий и общества знаний, а также роль библиотекарей новой формации в повышении социального статуса и востребованности библиотек. Представлена профессиональная модель современного библиотечного специалиста. Обоснована необходимость инновационного развития библиотечного образования с использованием сетевого взаимодействия как эффективного организационного и технологического инструмента, позволяющего повысить качество образовательного процесса. Определены ресурсные блоки сетевого взаимодействия - кадровые, учебно-методические, информационные, материально-технические, социальные - и его базовые принципы: добровольность, согласованность действий, взаимная полезность, коллегиальность в принятии решений, солидарная ответственность за конечный результат. Освещена практика применения сетевого взаимодействия в реализации крупномасштабных образовательных проектов повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обосновано положение о наиболее целесообразном использовании сетевого взаимодействия в дополнительном профессиональном библиотечно-информацион­ном образовании. Сделан вывод: широкое использование сетевого взаимодействия как одной из инновационных технологий дополнительного профессионального образования - залог успешного решения задач по развитию профессиональных компетенций библиотечных специалистов новой формации, способных внести достойный вклад в повышение социального статуса библиотек в эпоху цифровых коммуникаций.
98-108 13
Аннотация
Рассмотрены подходы к подготовке студентов бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность». Представлен модернизированный Федеральный государственный образовательный стандарт - ФГОС ВО-3+. Отмечены его ключевые новации: статусы «академического» и «прикладного» бакалавриата, укрупнённые общекультурные компетенции, выделенные из профессиональных общепрофессиональные компетенции, предоставление вузам самостоятельности при определении базовых учебных дисциплин в Основных профессиональных образовательных программах бакалавриата. Проанализирован опыт ведущих институтов культуры по структурированию и наполнению содержания обучения отраслевых бакалавров. Выделены основные задачи профессиональной деятельности выпускников бакалавриата, рассматриваемые в качестве базовых для их компетентностного моделирования. Сформулирован перечень основных задач, дифференцированных по видам деятельности: технологические, информационно-аналитические, педагогические, организационно-управленческие и проектные, научно-исследовательские и методические. Исходя из этих задач предложено сформулировать (соотнеся с сопрягаемыми профстандартами, а после утверждения - с Профессиональным стандартом специалиста библиотечно-информационной деятельности) укрупнённые комплексные профессиональные компетенции - обязательные (для всего направления) и рекомендуемые (для профилей), а также определить индикаторы (знания, умения, навыки) оценки их сформированности. Как некий прообраз компетентностной модели это войдёт в проектируемую под новый ФГОС ВО-3++ Примерную основную образовательную программу.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)