Preview

Научные и технические библиотеки

Расширенный поиск
№ 5 (2018)
https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-5

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

5-13 76
Аннотация

В статье подчёркнуто: отражённое в литературе мнение о том, что библиотечная профессия себя изжила, поскольку библиотечные операции более оперативно и экономично могут выполнять роботы и компьютерные программы, признано технократической ошибкой и последовательно опровергнуто. Автор предостерегает от неправомерного отождествления назначения и смысла библиотек. Назначение заключается в выполнении технологических функций, которые могут быть переданы интеллектуальным роботам. Тогда как глубинный гуманистический смысл, оправдывающий существование библиотек, состоит в нравственном воздействии на сознание современного общества.

Доказана ошибочность игнорирования роли библиотечной интеллигенции в становлении цифровой экономики. Предложено считать библиотечную интеллигентность не только свойством работников библиотеки, но и интегральным качеством личности. Это понятие не профессиологическое, а социально-этическое и может сочетаться с другими конфигурациями интеллигентности и интеллектуальности. В статье отмечено, что человечество в настоящее время находится на распутье: ноосфера (царство разума) или некросфера (царство мёртвых). Библиотечное сообщество должно сыграть центральную роль в правильном выборе исторического пути. Практический вывод статьи сводится к утверждению: смысл библиотечной профессии в современной России состоит в гуманизации цифровой экономики.

14-23 77
Аннотация

Рассмотрены кризисные явления в области современного библиотечно-информационного образования, которые автор образно назвал ударами колокола. Это прежде всего: сокращение числа бюджетных мест, выделяемых вузам и ссузам на подготовку специалистов библиотечного дела; введение Единого государственного экзамена, разрушившее систему профориентационной деятельности библиотечных факультетов; объединение библиотечных факультетов вузов культуры с другими факультетами; проблемы, касающиеся кадрового состава преподавателей. Подобные пагубные процессы А. В. Соколов обозначил как «аннигиляция библиотечной школы».

Автор выдвинул ряд предложений, нацеленных на изменение сложившейся ситуации, среди которых: восстановление статуса Московского государственного института культуры как головного вуза отрасли; созыв профессиональной конференции по выработке стратегии и тактики библиотечного образования; организация целевой аспирантуры для подготовки преподавателей для региональных вузов и ссузов. Подчёркнуто, что необходимы формирование чёткой государственной политики в библиотечной сфере и консолидация ресурсов не только вузов и ссузов культуры, но и учебных центров по подготовке и переподготовке библиотечных кадров, создаваемых при ряде крупных библиотек.

 

24-35 68
Аннотация

Рассмотрена роль дополнительного профессионального библиотечно-информационного образования как неотъемлемого звена системы непрерывного образования, обосновано его важное значение для формирования библиотечных специалистов новой формации. Раскрыто влияние ДПО как эффективной площадки освоения и генерации новых идей, трансляции инновационного опыта и развития профессиональных коммуникаций на модернизацию библиотечного дела. Сделан вывод о том, что главная целевая установка современных моделей дополнительного библиотечно-информационного образования – содействие профессиональной социализации библиотекаря.

Охарактеризованы базовые методологические основы ДПО: инновационность обучения, интеграция образовательного процесса и библиотечной практики, его социальная открытость и динамизм. Определены механизмы перехода от дискретного этапа развития дополнительного библиотечно-информационного образования к системному: вертикально-горизонтальное взаимодействие структур ДПО, преемственность и последовательность ступеней образовательного процесса, управление его качеством, рациональное сочетание онлайни оффлайн-обучения. Подчёркнута необходимость общественной профессиональной аккредитации и сертификации образовательных программ альтернативных структур (включая библиотеки), которые не имеют соответствующих лицензий, а также регулярного мониторинга образовательной системы.

36-46 39
Аннотация

На примере Казанского государственного института культуры проанализирован потенциал вуза, используемый для подготовки высококвалифицированных специалистов в области информатики и информационных технологий, востребованных на рынке труда. Отмечено, что для оптимизации подготовки студентов с 2017 г. в КазГИК введена дисциплина «Информатика и информационные технологии» для всех направлений подготовки и «Информационная безопасность и защита информации» для некоторых направлений.

Обозначены важнейшие составляющие информационно-образовательной среды вуза – профессорско-преподавательский состав и материально-техническое обеспечение. Рассказано о мерах по внедрению электронного обучения. Представлены примеры организации работы как преподавателей, так и студентов в сфере повышения квалификации и обучения информационным технологиям: внедрение системы MOODLE, курсы повышения квалификации по электронному обучению, привлечение студентов для создания совместных проектов с использованием специализированного программного обеспечения. Приведены данные анкетирования, характеризующие отношение студентов и преподавателей к электронной форме обучения.

Подчёркнуто, что в вузовской концепции преподавания информатики и информационных технологий сделан акцент на гуманитарном характере информатики, её ориентации на актуализацию человеческого ресурса, на интеграцию информационных и компьютерных технологий.

47-54 34
Аннотация

Перечислены все этапы работы пользователя на сайте. Отмечено, что российский сайт учитывает статистику буккроссинга в нашей стране, однако отдельные лица выступают против этого.

Проанализированы принятые в России формы дарения книг без соблюдения разработанных в США правил буккроссинга, противоречащих менталитету российских читателей. Приведено несколько вариантов перевода термина на русский язык (для автора предпочтительнее – «книгостранствие»). Показана трансформация буккроссинга на российской почве: теперь книги оставляют на специально оборудованных полках в общественных местах. Отмечена тенденция: книги перестали сопровождать специальными поясняющими записками, содержащими отзыв о них, ссылку на сайт и прочую информацию. Обоснованы гуманные принципы и эффективность новых форм бесплатной передачи книг физическим и юридическим лицам.

56-67 39
Аннотация

В статье охарактеризован информационный потенциал диссертаций лексикографической направленности, который можно и целесообразно использовать в справочнобиблиографическом обслуживании пользователей. Именно с этой точки зрения проведён анализ 150 диссертационных исследований; на его основе выявлены и показаны разные виды лексикографических информационных ресурсов (ЛИР), описанных в данном виде научных работ или включённых в библиографические списки к ним. Отличительная черта рассматриваемого вида ЛИР, важная для справочно-библиографического обслуживания, – полифункциональность, так как они могут одновременно выступать в качестве источника латентной библиографической информации, источниковедческой базы, лексикографического произведения и т.д. Использование повышенного информационного потенциала, заключённого в них, позволяет выполнять разнообразные запросы лексикографической направленности, особенно сложные.

Статья дополнена обширной таблицей, в которой отражены основные виды ЛИР, созданные в рамках диссертационных исследований. Отмечено, что на основе анализа библиографических списков к диссертационным исследованиям можно выявить наиболее цитируемые ЛИР, получить узкотематические библиографические указатели, затем скомпоновать их и также использовать в справочно-библиографическом обслуживании. Сделан вывод: профессиональное использование информационных особенностей диссертаций лексикографической направленности позволяет выполнять разнообразные особо сложные запросы, улучшить эффективность справочно-библиографического обслуживания пользователей.

68-80 50
Аннотация

Авторы подчёркивают необходимость проведения исследований, анализирующих эволюцию миссии библиотек высших учебных заведений на различных этапах исторического развития; выделяют три периода, в течение которых роль университетской библиотеки менялась кардинальным образом в связи с изменением идеологии и запросов общества. В статье подробно рассмотрен первый период. Обращено внимание на описательный характер большинства публикаций об истории библиотек, отсутствие анализа гуманистического начала в их деятельности. По мнению авторов, осмысление эволюции миссии библиотеки вуза с позиций исторического опыта – важная задача для определения направления развития вузовской библиотеки на современном этапе. Отмечено, что сегодня культурно-просветительская работа библиотеки рассматривается с точки зрения социализации личности или социальной адаптации студентов. Тогда как вектор развития информационного пространства требует осознания именно гуманистической миссии библиотек. Подчёркнуто, что для понимания миссии вузовских библиотек и, шире – гуманистических принципов образования, необходимо обратиться к историко-философскому смыслу гуманизма и просветительства на самом раннем этапе развития библиотек высших учебных заведений России – в конце XVIII – начале XIX века.

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

81-91 60
Аннотация

Рассмотрены основные аспекты комплектования вузовской библиотеки в меняющихся условиях образовательной среды. Отмечена необходимость грамотного управления формированием и использованием электронных информационных ресурсов. Сделан акцент на формировании имиджа библиотекаря как информационного гида-специалиста, на трансформации роли библиотеки и изучении современных потребностей пользователей в условиях информационно-технологической среды. Отмечено, что за счёт введения двухуровневой системы образования и появления новых структур в составе вуза наблюдается рост числа пользователей библиотек.

Проанализирован и обобщён практический опыт вузовских библиотек. Изучены методы и подходы к комплектованию библиотечных фондов таких вузов, как Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, ЯрГУ им. П. Г. Демидова, Ярославский государственный технический университет. Акцентировано внимание на том, что работа по обеспечению вуза учебной литературой – это обязанность не только библиотеки: в процессе комплектования должны быть задействованы пользователи, администрация вуза, провайдеры ресурсов.

Проведён анализ нормативно-правового обеспечения процесса комплектования библиотеки вуза в исторической ретроспективе. Сформулирован вывод о том, что библиотеке необходимо своевременно адаптироваться к изменениям и преобразованиям, выстраивать стратегию развития и систему приоритетов, определять свою миссию в постоянно меняющемся мире.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

91-106 56
Аннотация

Представлены: деятельность Международного общества по организации знаний (ИСКО), его задачи, современное состояние и основные направления работы. Рассказано об инициаторе создания ИСКО – его первом президенте Ингетраут Дальберг, об участии нашей страны в деятельности ИСКО, о работе Российской секции ИСКО.

Проанализирована структура портала ИСКО. Рассмотрено содержание его основных разделов, в которых дана информация об истории Общества, его миссии, составе выборных органов, национальных секциях, мероприятиях в обратнохронологическом порядке, публикациях. Обращено внимание на то, что одним из активно реализуемых проектов ИСКО является международная Энциклопедия – пополняемый электронный ресурс; в конце 2017 г. в ней появилась статья о Национальной классификационной системе России – Библиотечно-библиографической классификации. Освещены история реализации этого проекта, трудности, связанные с подготовкой текста для зарубежного читателя. Подчёркнуто информационное и научное значение публикации статьи о ББК в Энциклопедии ИСКО.

Сделан вывод о том, что для плодотворного сотрудничества с зарубежными коллегами необходимо издавать книги, учебники, монографии не только на русском, но и на английском языке, участвовать в работе ИФЛА.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1027-3689 (Print)